Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ЧУРАЕВКА, литературное объединение, основанное в 1926 в Харбине и явившееся одним из наиболее значительных центров русской культуры в дальневосточной диаспоре. Инициатор «Чураевки» поэт Алексей Алчаир (псевдоним А.А.Грызлова, 18961960) происходил из семьи сибирских казаков. В его книгах Первая (1925) и Лаконизмы (1937) определились главные мотивы и побудительные стимулы творчества участников объединения тоска по России, стремление сохранить определяющие черты русской культуры и духовности в годы тяжкого испытания. Название «Чураевка» Алчаир нашел в романе сибирского прозаика-эмигранта Г.Гребенщикова (18831964) Чураевы (1922), где описана группа молодых людей, жителей деревни Чураевка, которые объединяются для совместной творческой работы. Основой «Чураевки» была поэтическая студия, во главе которой стоял Н.Щеголев (19101970). С 1932 она выпускала литературное приложение к местной англоязычной газете «Молодая Чураевка», а затем собственную газету «Чураевка». Редактировал эти издания начинающий поэт В.Перелешин (19131992), чья первая книга стихов В пути (1937) также вышла в Харбине. Впоследствии Перелешин, как многие «чураевцы», вынужден был из-за давления японских оккупационных властей, поддерживавших в Харбине только русские организации профашистского направления, уехать в Шанхай; с 1952 жил в Бразилии, постепенно завоевав известность как один из наиболее значительных русских поэтов в эмиграции.Перелешин в юности испытал сильное воздействие акмеизма, который наложил отпечаток и на творчество других поэтов «Чураевки». Об этом говорят коллективные сборники Лестница в облака (1929), Семеро (1931), Излучины (1935). Часто стихи и проза «чураевцев» появлялись в еженедельном харбинском журнале «Рубеж». Творчество участников объединения было благожелательно оценено Г.Адамовичем (1934), который отметил высокую поэтическую культуру публикаций.По вторникам устраивались общедоступные вечера «Чураевки», на которых выступали видные деятели русской культуры в изгнании (Н.К.Рерих и др.). Заседания студии посвящались не только обсуждению новых произведений ее участников, но и дискуссиям по проблемам новейшей литературы; их темой становились теории стиха, разработанные А.Белым и В.Брюсовым, стиховедческие труды В.Жирмунского, поэзия «парижской ноты». Эти заседания посещали и жившие в Харбине писатели старшего поколения Вс.Н.Иванов (18881971), А.Несмелов (18891945). Их воспринимали как поборников политической тенденции в литературе, от которой «Чураевка» стремилась держаться в стороне, ограничиваясь сугубо эстетическими задачами. Столкнувшись с откровенным давлением японских властей, стремившихся подчинить весь русский Харбин своему влянию, ряд участников «Чураевки» в 1934 решает перебраться в Шанхай. После Второй мировой войны «чураевцы» оказались разбросанными по свету: одни обосновались в США и Австралии, других депортировали в СССР, где они были подвергнуты репрессиям.
|
|