Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ГУБЕНКО, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1941), русский режиссер, сценарист, актер театра и кино. Народный артист РСФСР (1985). Лауреат премии Ленинского комсомола (1972), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973). В 19891991 министр культуры СССР. Президент Международной ассоциации содействия культуре (с 1992). Родился 17 августа 1941 в Одессе. Окончил актерский (1964) и режиссерский (1970) факультеты ВГИКа (педагогами оба раза были Т.Макарова и С.Герасимов). В 19641968 и с 1980-х годов актер Театра на Таганке, с 1987 также главный режиссер, после раздела театра руководитель «Содружества актеров Таганки». Дебют в кино, Коля Фокин в фильме М.Хуциева Мне двадцать лет (Застава Ильича), получил высокую оценку, хотя полностью не раскрыл актерское дарование Губенко. Губенко требовались не столько хорошие режиссеры, сколько интересный, насыщенный и необычный драматургический материал, дабы использовать столь редко встречающийся на экране дар подчеркнутой театральности, абсолютной условности, когда слова превращаются в реплики, общение с партнером в репризу, жесты почти в пантомиму. Таков Петя Дачников, герой фильма Последний жулик, существующий на фоне благополучного общества некоего фантастического будущего, изжившего и воровство, и деньги. Поэтому все в прямом смысле слова замирает, стоит герою, только что вернувшемуся из тюрьмы, совершить какой-нибудь отрицательный поступок. Своим поведением он ломает размеренный ритм жизни, но остается единственным по-настоящему живым среди анемичных людей с новой, улучшенной моралью. Таков и бандит Яша-барончик из фильма Первый курьер: история доставки в Россию первых экземпляров революционной газеты «Искра» так же нереальна, как история будущего без денег и воровства, и на этом фоне роль Губенко еще сильнее выигрывает. В той или иной степени эксцентрика, по-разному поданная и мотивированная, есть и в фильме Директор, где Алексей Зворыкин, которого играет Губенко, как бы отвечая на вызов шофера-уголовника, жонглирующего папиросой, виртуозно жонглирует зажженной спичкой, и в фильме Прошу слова, где актер играет Сергея Уварова, мужа героини. Пристрастия Губенко-актера понятны по его работе в фильме А.Смирнова Ангел. Режиссер предложил Губенко придумать себе любую роль, и тот ответил, что хотел бы сыграть Тосиро Мифунэ, т.е., не какого-либо конкретного героя, а особый тип экранного поведения, темперамента, присущего знаменитому японскому актеру.Режиссерские работы Губенко, как правило, отмеченные наградами, едва ли не полемически противоположны его актерским работам : они намеренно литературны, в них силен мелодраматический элемент. В изобразительном решении фильма Подранки (Приз «Бронзовый Хьюго» Международного кинофестиваля в Чикаго, 1977; Почетный диплом Союза иранских кинокритиков на МКФ в Тегеране, 1977; Главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Ереване, 1978; Приз «Золотая гроздь» МКФ в Сантарене, 1978) о жизни тех, чье детство пришлось на Великую Отечественную войну, чувствуется определенное влияние кинематографа А.Тарковского. Фильм Из жизни отдыхающих существует не за счет режиссуры, а за счет отличного актерского ансамбля А.Солоницын, Г.Бурков, Р.Быков, М.Виноградова превосходно разыграли драму человеческой никчемности и глубокой скуки, порожденной пустотой собственной жизни. Фильм И жизнь, и слезы, и любовь... (Приз и диплом за лучшую режиссуру на Всесоюзного кинофестиваля в Минске, 1985; Приз за лучшую режиссуру на МКФ краснокрестных и медико-санитарных фильмов в Варне, 1985; Приз «Серебряный тукан», премия за лучшую режиссуру на МФ кино, ТВ, видеозаписи в Рио-де-Жанейро, 1984) построен на том же мелодраматическом конфликте: жизнь неизбежно подходит к концу, принося человеку хворости, немощь и сознание бессилия перед надвигающейся развязкой.
|
|