Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
РЯЗАНОВ, ЭЛЬДАР АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1927), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1984). Родился 18 ноября 1927 в Куйбышеве. В 1950 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г.Козинцева). В 19501955 работал режиссером на ЦСДФ, снимал сюжеты для киножурналов («Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня»), поставил несколько документальных картин. С 1955 режиссер «Мосфильма». Свой первый полнометражный художественный фильм (Карнавальная ночь) Рязанов поставил в жанре музыкальной комедии-ревю, однако настоящим открытием картины стали ее сатирические образы (заведующий клубом Огурцов в исполнении И.Ильинского, лектор актер С.Филиппов). Фильм не только возглавил список самых кассовых картин 1956 года, но и вошел в «золотой фонд» отечественной комедии. Следующая постановка Рязанова на этот раз в жанре лирической комедии ( Девушка без адреса) также имела завидный успех в прокате. Попытка ввести в комедийный сюжет элементы фантастики и откровенную эксцентрику (Человек ниоткуда) вызвала недовольство кинематографических начальников: в похождениях фантастического дикаря (С.Юрский) в современной Москве увидели элемент «бессмысленного трюкачества» и «пошлости», из-за чего фильм фактически не дошел до зрителя. Принципиально иную экранную судьбу имела музыкально-историческая комедия Гусарская баллада. Далеко не выигрышный в плане режиссерского самовыражения «юбилейный» проект (экранизация пьесы А.Гладкова, посвященной героине войны 1812 Надежде Дуровой) неожиданно обернулся крупной удачей и как музыкальная комедия, и как историко-патриотическая лента.Период творческой зрелости Рязанова отмечен его творческим содружеством со сценаристом Э.Брагинским (1966). Первым плодом союза двух талантливых комедиографов стал комедийный детектив Берегись автомобиля. Анекдотическая история о бескорыстном похитителе автомобилей была поднята до уровня злободневной комедии с сатирическими и лирическими мотивами, ее герои (прежде всего, Юрий Деточкин в исполнении И.Смоктуновского) и репризы приобрели «культовое» значение.В отличие от Л.Гайдая, оставшегося королем отечественной киноэксцентрики, Рязанов стал утверждаться в качестве непревзойденного мастера комедии характеров, иронической насмешки, комического диалога убедительным свидетельством чему стали такие его фильмы, как Старики-разбойники, Ирония судьбы, или С легким паром!, Служебный роман, Гараж. Редкие исключения с «игрой на чужом поле» (малоудачный эксцентрический фарс Невероятные приключения итальянцев в России) лишь подтверждали это правило. Лиризм рязановских комедий, их мягкий, иногда с оттенком философичности, юмор, как правило, находил выражение и в музыкальном ряду мелодиях и песнях, слова к которым стал писать и сам режиссер.Начиная с фильма Вокзал для двоих в стилистике рязановских картин усиливаются интонации трагикомедии, в образах главных героев начинает доминировать лирическое или даже трагическое начало (пианист Платон Громов в Вокзале для двоих, Карандышев в Жестоком романсе, писатель в Предсказании). В комедиях на тему «перестройки» (Забытая мелодия для флейты, Небеса обетованные) и постсоветской действительности (Старые клячи) Рязанов усиленно акцентирует тему социальных аутсайдеров добрых, порядочных и по-своему одаренных людей, оставшихся на «обочине» современной жизни.В 1993 режиссер сделал в целом успешную попытку поставить фильм в жанре социальной драмы с элементом притчи и фантастики ( Предсказание), однако в конце 1990-х вернулся к своему излюбленному комедийному жанру в фильмах Привет, дуралеи!, Старые клячи, Тихие омуты. По своей популярности Рязанов не уступает героям своих фильмов, чему во многом способствовал его многолетний опыт ведущего популярной передачи «Кинопанорама» и ряда других телевизионных рубрик.
|
|