Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ЛЕОНИДОВ, ЛЕОНИД МИРОНОВИЧ (наст. фамилия Вольфензон) (18731941), русский актер, режиссер, педагог. Народный артист СССР (1936). Родился 22 мая (3 июня) 1873 в Одессе. Впечатлений: видел игру Л.Барная, С.Бернар, Ж.Муне-Сюлли, В.Андреева-Бурлака, М.Иванова-Козельского, гастрольные спектакли Александринского и Малого театров, труппы Коршевского и Мейнингенского театров. Не окончив Ришельевской гимназии, увлекся любительским театром; после двух лет военной службы провел сезон в любительской труппе Городской народной аудитории (реж. Г.Матковский), игравшей преимущественно для рабочих. В это время принимает псевдоним Леонидов. В 1895, после неудачной попытки вступить в труппу Н.Соловцова, уезжает в Москву поступать в императорское театральное училище. Экзаменуется вместе с О.Книппер и М.Савицкой, в отличие от будущих актрис МХТ, поступает, но спустя год уходит из училища. В течение этого года (18951896) участвует в утренниках Малого театра, играет в выпускном спектакле училища Лес А.Островского (Милонов).По возвращении в Одессу в 1896 поступает в труппу Н.Соловцова, которая выступает в Одессе и Киеве. Здесь Леонидов быстро занимает одно из ведущих мест; в первый сезон (18961997) играет роли поручика Чарусского ( Старый закал А.Сумбатова), Мурзавецкого (Волки и овцы А.Островского), Молчалина (Горе от ума А.Грибоедова), Медведенко, а затем Треплева (Чайка А.Чехова), Вершинского (Дикарка А.Островского и Н.Соловьева), Хлестакова (Ревизор Н.Гоголя); в сезон 18971898 Миловзорова (Без вины виноватые А.Островского), Боркина (Иванов А.Чехова), Морского (Цена жизни В.Немировича-Данченко), в сезон 18981899 Вожеватова (Бесприданница А.Островского); в сезон 18991900 Гани Иволгина и (в гастрольной поездке) князя Мышкина (Идиот по Ф.Достоевскому), князя Шаховского (Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого); в сезон 19001901 Раскольникова (Преступление и наказание по Ф.Достоевскому), Соленого (Три сестры А.Чехова).Летом 1901 ролью Хлестакова Леонидов дебютирует в московском театре Ф.Корша (режиссерскую работу в труппе вел в эти годы Н.Синельников). За два сезона службы у Корша Леонидов успевает сыграть Глумова ( На всякого мудреца довольно простоты А.Островского, 1901), Ивана Карамазова (Братья Карамазовы по Ф.Достоевскому, 1902), Дульчина (Последняя жертва А.Островского, 1902), Чацкого (Горе от ума А.Грибоедова, 1902), роль Константина в Детях Ванюшина С.Найденова (спектакль, ставший значительным событием московского театрального сезона 19011902) сделала его знаменитым.По приглашению В.Немировича-Данченко Леонидов вступает в Московский Художественный театр 18 февраля 1903, где прослужит 38 лет (до конца жизни). Историк театра П.Марков пишет, что Леонидов в МХТ «стал актером большого масштаба, но немногих ролей». Всего в МХТ Леонидов сыграл 33 роли, среди них всего несколько поистине трагических образов Митя Карамазов ( Братья Карамазовы Достоевского, реж. 1910), Пер Гюнт (Пер Гюнт Ибсена, 1912), Пугачев (Пугачевщина К.Тренева, 1925), но и в других героях для него были важны ощущение неустойчивости и непрочности жизни, острая, гнетущая тоска, сознание собственной обреченности: Кассий (Юлий Цезарь Шекспира, 1903), Васька Пепел (На дне М.Горького, 1903, дебют Леонидова в МХТ), Лопахин (Вишневый сад А.Чехова, 1904), Соленый (Три сестры А.Чехова, 1901, Леонидов ввелся в спектакль в 1906). Отсвет трагических тем возникал и в сатирических ролях Пазухин (Смерть Пазухина М.Салтыков-Щедрин, 1914), Плюшкин (Мертвые души М. Булгакова по Н.Гоголю, 1932).«Характерные» роли Леонидов играл размашисто, с жесткой, подчас жестокой иронией: Боркин ( Иванов Чехова, 1904), Скалозуб (Горе от ума Грибоедова, 1906), Ляпкин-Тяпкин (Ревизор Гоголя, 1908), Карстен Иервен (У царских врат Гамсуна, 1909), Городулин (На всякого мудреца довольно простоты Островского, 1910), Блуменшен (У жизни в лапах Гамсуна, 1911), Тропачев (Нахлебник И.Тургенева, 1912).По отзывам немногих свидетелей репетиций Леонидова, он был гениален в роли Отелло, работа над которой началась в 1926 и с перерывами продолжалась до премьеры в 1930. На первых спектаклях возобновилась преследовавшая Леонидова боязнь зрителя и пространства, а потому играл он неровно и лишь иногда «превосходно, забирая публику в руки». Спектакль прошел всего 10 раз. Несчастливую судьбу имел и спектакль Каин Дж.Г.Байрона (1920), с Леонидовым в заглавной роли: спектакль прошел 8 раз. В числе поздних созданий Леонидова профессор Бородин (Страх А.Афиногенова, 1931), Егор Булычев (Егор Булычев Горького, 1934).Станиславский считал Леонидова «единственным русским трагическим актером». Сам Леонидов называл себя «трагиком в пиджаке». Через всю жизнь он пронес мечту сыграть Гамлета и даже начинал репетировать его одновременно с Качаловым в 1911, но был отстранен от репетиций, чтобы сократить сроки подготовки к премьере (предполагалось ввести его в спектакль позднее). Леонидов пробовал себя в режиссуре: в 19161917 репетировал в 1-й Студии Флорентийскую трагедию О.Уайльда (спектакль не вышел); поставил во МХАТе Землю Н.Вирты (1937, совместная постановка с Н.Горчаковым) и Достигаева и других Горького (1938, совместная постановка с И.Раевским), участвовал в репетициях Кремлевских курантов Н.Погодина (спектакль был выпущен В.Немировичем-Данченко в 1942, уже после смерти Леонидова).В разные годы Леонидов занимал ответственные должности в Художественном театре: заведующий труппой и репертуаром (19211922), заместитель директора театра (19271928), состоял в Совете (1932, совместно с В.Качаловым и И.Москвиным), управлявшем театром во время отсутствия руководителей, с 1939 входил в Художественный совет МХАТ под председательством В.Немировича-Данченко. С 1917 снимался в кино. Среди ролей Иван Грозный ( Крылья холопа, реж. Ю.Тарич, 1926), профессор Кочубей (В город входить нельзя, реж. Ю.Желябужский, 1929), Гобсек (Гобсек, реж. К.Эггерт, 1936).В последние годы жизни Леонидов преподавал в ГИТИСе актерское мастерство (с 1935 декан актерского факультета, с 1939 художественный руководитель института ; доктор искусствоведения, профессор). Один из его актерских курсов стал в 1939 самостоятельным театром в Гомеле.Опубликовал множество статей и заметок, посвященных театральному образованию, драматургии и событиям общественной жизни. Умер Леонидов в Москве 6 августа 1941.
|
|