Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ЛЕНТОВСКИЙ, МИХАИЛ ВАЛЕНТИНОВИЧ (18431906), русский артист драматического театра и оперетты, режиссер и антрепренер. Родился в Саратове, в семье бывшего скрипача крепостного оркестра, ставшего фельдшером. Учился в городской гимназии, но бросил ее, увлекшись театром после гастролей в Саратове трагика Н.Рыбакова. При содействии М.Щепкина Лентовский переехал в Москву, поступил в театральную школу, а затем (уже после смерти Щепкина, в 1865) в Малый театр. Осенью того же года он отправился в провинцию: работал в театрах Орла, Казани, Саратова, Харькова, Одессы и др. (вплоть до 1873; служил в труппе П.Медведева, антрепризе Н.Дюкова). Играл самые разные роли, участвовал во множестве оперетт и водевилей. Дебютировал в Харьковском театре как режиссер. 15 августа 1873 Лентовский заключил договор с Дирекцией императорских театров: его участие планировалось преимущественно в опереттах на сцене Малого театра (такой опыт уже имелся 2 мая 1871 Лентовский исполнял роль Риголяра в оперетте Все мы жаждем любви режиссера С.Черневского; пробовал свои силы в этом жанре и на сцене Александринского театра выступал в роли Пикилло в оперетте Перикола). Кроме того, выступал как куплетист. Однако к моменту его прибытия в Москву опереточный репертуар понемногу сходит со сцен, актеру приходится выступать и в ролях драматических: Флорес (Фуэнте Овехуна Лопе де Вега, 1876), Грациано (Венецианский купец Шекспира, 1877), Дон Карлос (Дон Жуан Мольера, 1877), Валентин (Фауст И.-В.Гёте, 1878), Герцог Букингемский (Ричард III Шекспира, 1878), Клавдио (Много шума из ничего Шекспира, 1880), Басманов (Борис Годунов Пушкина, 1880), Тибальт (Ромео и Джульетта Шекспира, 1881) и др.Неудовлетворенный постановочной стороной спектаклей Малого театра (преимущественно массовыми народными сценами) Лентовский начинает и здесь заниматься режиссурой, главным образом в дни своих бенефисов. Используя все богатство сценических жанров, в один вечер ставит Наташу, купеческую дочь, или Жених-разбойник Е.Воронова по А.Пушкину, комедию А.Плещеева Нужда пляшет, нужда скачет, нужда песенки поет, оперетту Ж.Оффенбаха Парижская жизнь и водевиль И.Билибина Спириты (1876). В другой раз Цыганский табор А.Андреева, для участия в котором приглашает в Малый театр опереточную актрису и исполнительницу цыганских романсов В.Зорину (бурный успех у публики и негодование рецензентов), которую будет привлекать к сотрудничеству и в дальнейшем.В связи с преобразованием штатов и сокращением актерского состава Лентовский с собственного его согласия был уволен от службы в Малом театре 1 ноября 1882 (звание артиста императорских театров было за ним сохранено). Отныне все силы были брошены на главное дело жизни созданные театры (Лентовским было отвергнуто даже заманчивое предложение занять должность оперного режиссера Большого театра от директора императорских театров И.Всеволожского в 1882). Привлеченный в 1876 к работе Артистического кружка, Лентовский весной 1877 возглавил его летний театр, находившийся в Семейном саду (Ботаническое отделение Зооологического сада). Собирает отличную труппу (О.Садовская, А.Аристова, С.Бельская, В.Зорина, А.Давыдов и др.) и выпускает одну оперетту за другой (первый спектакль Дочь рынка (Дочь мадам Арго) Ш.Лекока, 5 мая 1877). Представления и народные гуляния проходили и непосредственно в саду; Лентовский стремился подчеркнуть, что его начинания предназначены прежде всего для семейной публики. В дальнейшем возглавляет во главе опереточной труппы театра Солодовникова; следующий летний сезон снова проводит в Семейном саду, но уже в качестве самостоятельного антрепренера, затем арендует театр Солодовникова (тоже в качестве антрепренера) и называет его театром «Буфф» (на открытии 15 октября 1878 идет Дочь рынка, рецензенты пишут: «Видно, что распорядители действительно хлопочут об ансамбле, поднятии... уровня исполнения»).Решив взять в аренду театр и сад «Эрмитаж», Лентовский осуществляет свой замысел 5 мая 1878. Театр (надпись над входом: «Сатира и мораль») открывается Птичками певчими при участии З.Запольской. За ними следуют Камарго и Ласточка Ш.Лекока, Мадам Фавар и Булочница-богачиха Ж.Оффенбаха, Летучая мышь И.Штрауса и др. Лентовский перестраивает сад, ремонтирует театр и возводит ряд новых зданий; в 1882 строит и открывает новый театр на воздухе, названный им «Фантастическим» (позже театр «Антей»). Лентовский не оставляет драматических спектаклей, для участия в которых приглашает М.Савину (она играет здесь Варю в Дикарке и Елену в Женитьбе Белугина А.Островского, Маргариту Готье в Даме с камелиями А.Дюма и др.). Ставит Лентовский в своем театре и оперу с участием профессиональных певцов; особые пристрастия питает к феерии (одна из первых Дети капитана Гранта была дана в 1881); не отказывается и от постановки обозрений (например, Матушка-Москва, 1881). Стремление к новым свершениям не дает ему покоя: в июле 1881, в самый разгар сезона в «Эрмитаже», Лентовский организовывает летний драматический театр в Нижнем Новгороде (на гастроли приезжают Г.Федотова и М.Ермолова); в том же году арендует в Петербурге сад «Аркадия» (для постановки оперетт).Главная мечта Лентовского идея народного театра воплощается 5 ноября 1881, когда в наскоро переоборудованном помещении московского цирка Гинне открывается Театр народных представлений «Скоморох» (просуществовал неполных два сезона). Репертуар был пестрым: Фрол Скобеев Д.Аверкиева, Бедность не порок А.Островского, Расточитель Н.Лескова, Князь Серебряный А.К.Толстого, Простушка и воспитанная Д.Ленского, Доле-горе Н.Потехина, Смерть или честь Н.Полевого, Двумужница А.Шаховского и др. Репертуар театра и сами спектакли подвергались нападкам критики. Одновременно Лентовский занимается строительством Нового театра, открывшегося 29 декабря 1882 (в труппе М.Писарев, В.Андреев-Бурлак, А.Глама-Мещерская и др.; ставятся пьесы Островского, Шпажинского, Салтыкова-Щедрина, позже феерии и оперетты).Несмотря на убытки и долги, Лентовский делает вторую попытку создания народного театра «Скоморох» (открытие состоялось 23 ноября 1886); за «нравственной поддержкой» обращается к Л.Толстому. Предполагалось, что основное место в репертуаре займут пьесы Островского; велись переговоры с Толстым о постановке Власти тьмы. На сцене «Скомороха» игрались пьесы А.Писемского, Д.Аверкиева, С.Гедеонова, И.Котляревского и др. В феврале 1888 театр вынужден был сменить вывеску, став Театром мелодрамы. В 1890 были с успехом сыграны Недоросль Д.Фонвизина и Мельник колдун, обманщик и сват А.Аблесимова.В 1892 Лентовский (из-за отсутствия средств вынужденный расстаться с «Эрмитажем», Новым театром, «Скоморохом» и прочими затеями) делает еще одну попытку создания увеселительного сада и театра оперный театр в саду «Чикаго», вскоре закрытый из-за недостатка финансов. С 1890-х годов Лентовский много гастролирует как актер (Петербург, Орел, Самара, Козлов и др.), режиссирует в Рязани, общается с К.Станиславским. В 18981900 режиссер Московской частной оперы С.Мамонтова. Недолго служит в театре Н.Собольщикова-Самарина, участвует в организации народных зрелищ и гуляний, ставит спектакли на сцене Солодовниковского театра. Лентовский автор ряда обозрений-водевилей и куплетов; издал книгу очерков, стихов и афоризмов Перед закатом (1905). Умер Лентовский в Москве 11 (24) декабря 1906.
|
|