Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
На территории Мексики, Гондураса и Гватемалы различные среднеамериканские культуры существовали между 300 до н.э и 900 н.э., а в Тиауакане (близ Мехико) между 325 и 1204. Особенно поражают воображение пирамиды, служившие основанием для храмов. Самая высокая из них, в Тикале, одном из первых городов государства майя в Гватемале, имеет высоту 73 м. Так называемый храм II в том же городе не столь высокий; пирамида здесь вздымается вверх круче, чем пирамиды Египта и зиккураты Древней Месопотамии. Она облицована камнем, сложена из уменьшающихся с высотой ступеней (в данном случае трех) и имеет крутую лестницу, ведущую на самый верх. Маленький храм перекрыт наверху ложным сводом. Над горизонтальным карнизом находился участок стены шириной в половину высоты храма, сплошь покрытый резным орнаментом и увенчанный коньком кровли. Ранние города майя имели развитую планировку, с дворами и площадками, дворцами и административными зданиями. Все здания были подняты на каменных террасах. Позднее пирамиды на Юкатане становятся более пологими, а кровли храмов лишаются конькового завершения. В Копане (Гондурас) у пирамид много ступеней, последовательно уменьшающихся с высотой. Еще позже в Чичен-Ице были устроены дворы, окруженные колоннадами, где каждая колонна несет изображение крылатой змеи. Такие колонны установлены и между дверными проемами Храма воинов. Внизу разверстая змеиная пасть выступает вперед, образуя базу колонны; ствол украшен резьбой, имитирующей рисунок чешуи; наверху чешуйчатый хвост змеи охватывает балку, играя роль капители. В свое время все эти элементы были ярко раскрашены. Когда власть в Мехико захватили ацтеки, они сохранили города с дворами, площадями и пирамидальными храмами и установили на улицах алтари. Персия. В 550 до н.э. Ксеркс разгромил мидийцев, двумя поколениями раньше подчинивших Ассирию. Затем царь Камбис присоединил к персидским владениям Египет. Так соседями империи Ахеменидов оказались древнейшие цивилизации Ближнего Востока и античная Греция. Влияния этих культур в сочетании с местными культурными традициями определили облик архитектуры Ирана эпохи Ахеменидов.Фрагменты колонн дворцов Дария и Ксеркса в Персеполе каменные, но их пропорции и детали свидетельствуют о происхождении от деревянной конструкции. Дворцы Персеполя стояли на огромной террасе (460 ґ300 м), напоминающей платформы, на которых некогда возводились ассирийские дворцы. Широкая двухмаршевая лестница ведет к Воротам Ксеркса; их фланкируют скульптурные изображения быков с человеческими головами почти пятиметровой высоты. Эти чудовища созданы, несомненно, под воздействием образов месопотамского искусства. Внутри, за воротами, на дополнительных невысоких террасах находились дворцы Ксеркса и Дария и большие церемониальные залы. Взаиморасположение зданий кажется достаточно случайным, но каждое из них имеет собственную ось симметрии. Плоские рельефы и рисунки, выложенные из полихромных изразцов, украшали стены, обрамлявшие широкие лестницы.В парадном зале дворца Ксеркса использование деревянных балок позволило широко расставить колонны, вследствие чего интерьер стал более свободным, чем в гипостильных залах египетских храмов. Тонкие каннелированные колонны явно воспроизводят в камне деревянную конструкцию. Расширяющиеся книзу базы колонны покрыты стилизованным растительным орнаментом. Четыре протомы быков, составленные вместе, образуют капитель. В более сложных капителях над протомами появляются двойные завитки. Специфическая форма колонн Персеполя тоже, очевидно, ведет свое происхождение от деревянных колонн, которые украшали металлическими рельефами. Огромное значение в эпоху Ахеменидов придавалось сооружению гробниц. Гробница Кира в Пасаргадах представляет собой небольшое прямоугольное здание с фронтоном, поставленное на пирамидальное основание из семи ступеней. Этот тип постройки напоминает храмы Ионии. Скальная гробница Ксеркса в Накш-и-Рустеме близ Персеполя, высеченная в монолитной скале, выглядит более эффектно. В конце 4 в. до н.э. Александр Великий завоевал империю Ахменидов. Следующий период в развитии архитектуры Персии совпадает с правлением династии Сасанидов (226642). В это время происходит отказ от стоечно-балочной конструкции в пользу сводчатой. Парадный зал дворца Шапура в Ктесифоне был перекрыт цилиндрическим сводом. Возведение свода такого размера было бы невозможно без высококачественного раствора, содержащего быстрозатвердевающий гипс. Кроме сводов, зодчие эпохи Сасанидов использовали купол, опирающийся на паруса. |
|