Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ВАТСИПУТРИЯ (пали , санскр. «[школа] сыновей Ватсы», или «школа страны Ватса»), «еретическая» ветвь стхавиравады, консолидировавшаяся в начале 3 в. до н.э. и достигшая значительного влияния уже к Третьему буддийскому собору при Ашоке. Свою родословную школа вела от знатока корпуса дисциплинарных правил Шарипутры одного из знаменитых учеников Будды. Канон ватсипутриев, как и у тхеравадинов, состоял из трех частей (Трипитака). Основным регионом распространения ватсипутрии считалось североиндийское государственное образование Аванти. Новый расцвет школа пережила при знаменитом царе Харше (7 в.) третьем по счету царственном покровителе буддизма после Ашоки и Канишки. Согласно сведениям тибетского историка Таранатхи, школа просуществовала до начала правления династии Пала (9 в.). О степени влияния ватсипутрии свидетельствует уже тот факт, что буддийская ортодоксия во главе с Тиссой Моггалипуттой решительно выступила против ее основной доктрины учения о квазиперсоне-пудгале. Трансмигрирующая квазиперсона, признаваемая ватсипутриями помимо скандх, составляющих «призрачного индивида», была призвана принять на себя функцию нити, на которой держатся эти «динамические слои» дхарм, и объяснить действие кармического воздаяния. Все остальные буддийские школы выступили против новшества, увидев в нем, и не без основания, поиск компромисса с брахманистской концепцией Атмана. Дискуссией с учением ватсипутриев о квазиперсоне-пудгале открывается древний палийский абхидхармический текст Катхаваттху, ядро которого восходит, вероятно, ко времени после Третьего буддийского собора (вторая половина 3 в. до н.э.). Ортодокс-стхавиравадин приписывает неназванному оппоненту-«еретику» (подразумеваются ватсипутрии) рассуждение, согласно которому существование квазиперсоны-пудгалы следует считать реальным и бесспорным фактом, но отказывается признать, что она познается таким же способом, как любой другой реальный и бесспорный факт. Далее стхавиравадин пытается выяснить у ватсипутрия, является ли пудгала столь же отдельным образованием, как и любой другой дхармический слой скандхи, и ватсипутрий затрудняется дать положительный ответ. Тогда оппонент призывает признать его, что пудгала идентичен скандхам, но ватсипутрий не соглашается с этим. Наконец, стхавиравадин вынуждает его определить онтологический статус пудгалы считает ли он ее обусловленной или необусловленной, временной или вечной, имеющей внешние проявления или не имеющей. Когда ватсипутрий отрицает все логические возможности, стхавиравадин констатирует неадекватность его позиции в целом. Та же позиция выявляется и при выяснении соотношения пудгалы и самого перевоплощения: ватсипутрий утверждает, что пудгала трансмигрирует из одного телесного состояния в другое, но не согласен признать, что родившееся существо 1) идентично умершему, 2) отлично от него, 3) и то и другое, 4) ни то, ни другое. Аналогичным образом ватсипутрий готов признать, что пудгала присутствует в каждый момент времени, но отрицает, что пудгала претерпевает изменения в каждый из этих моментов. Ватсипутрий оказывается в затруднительном положении и в связи с ответом на вопрос, тождественны ли деятель и тот, кто «вкушает» плоды действия.С ватсипутриями вели упорную полемику не только тхеравадины, но и другие значительные школы традиционного буддизма, прежде всего сарвастивадины ( Виджнянакая, гл. 2), выявлявшие несовместимость учения о псевдоперсоне с основоположениями буддизма. Основная аргументация сарвастивадинов неспособность ватсипутриев определить, относится ли пудгала к переменным, т.е. мгновенным, или, напротив, к перманентным, вечным факторам существования.Солидарно со стхавиравадой ватсипутрия утверждала, что есть только одна необусловленная дхарма нирвана, тогда как другие школы признавали в этом качестве также акашу-пространство, путь к освобождению, а иногда и другие начала. С сарвастивадинами ватсипутрии солидаризировались в признании промежуточного состояния между смертью индивида А и рождением В (антарабхава), которое было отвергнуто многими буддийскими школами. Ватсипутрии признавали, помимо пудгалы, также и некоторые другие «дхармические силы». В популярном у буддистов предмете дискуссий о соотношении активных страстей (парьявастхана) и соответствующих им латентных тенденций сознания (анушая) ватсипутрии вместе с махасангхиками считали (в отличие от многих других школ), что только первые связаны с мыслью-намерением. В сарвастивадинской Махавибхаше им приписывается своеобразная точка зрения, согласно которой зрительный орган без соучастия ума сам фиксирует свои объекты. В оппозиции стхавиравадинам и большинству махасангхиков ватсипутрии вместе с близкими им самматиями, далекими от них сарвастивадинами и некоторыми махасангхиками считали возможной деградацию «совершенного»-архата и даже потерю им нирваны. В отличие от других школ ватсипутрия допускала, вместе со школами группы андхака (чайтика), помимо 5 основных возможностей воплощения (гати) в телах богов, людей, животных и голодных духов (преты) также воплощения в облике демонов-асуров. Постижение четырех благородных истин о страдании (абхисамая) происходит, согласно ватсипутриям, постепенно (многие другие школы считали, что озарение мгновенно). Аскеты небуддийских общин (тиртхики) также могут, согласно ватсипутриям, достигать некоторых сверхспособностей: в этом вопросе их «экуменические» воззрения были близки сарвастивадинским и находили противников в более «фундаменталистских» воззрениях махищасаков и дхармагуптаков. |
|