Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
САНКХЬЯ-КАРИКА (санскр. ), канонический текст санкхьи, составленный в 45 вв. Ишваракришной, благодаря которому это древнейшее направление индийской мысли стало одной из классических систем-даршан. Сведения об Ишваракришне незначительны, известно только, что он был, возможно, брахманом из Кошалы (Северо-Восточная Индия), ставшим странствующим аскетом. Санкхья-карика содержит от 69 до 73 стихов (у различных комментаторов) в сложном размере арья. Карики 12 констатируют порабощенность индивида тремя видами страдания (от себя, от живых существ и «свыше») и задают установку на освобождение от них. В кариках 37 кратко «записываются» все 25 начал санкхьи (через атрибуцию им возможности и невозможности модифицироваться или быть модификациями), учение об источниках знания и сферах их применимости. Карики 820 представляют онтологию санкхьи: учение о предсуществовании следствия в причине (саткарья-вада), характеристики «проявленного» и «непроявленного» уровней трехгунной реальности, самих трех гун конечных ноуменов бытия, проявляющихся в аспектах просветленности, активности и инертности, обоснование Пракрити (Непроявленное) как единства трех гун в качестве Первоматерии мира, существования атмана-пуруши как «чистого субъекта» и его множественности, а также ложной взаимоассимиляции Пракрити и пуруш. Карики 2127, 38 посвящены космологии эманациям всех «проявленных» начал мира из Непроявленного. В кариках 2837 классифицируются и иерархизируются 10 перцептивных и моторных способностей и 3 «внутренние способности» (антахкарана) ум-манас, эготизм-аханскара и интеллект-буддхи. Предмет карик 3955 механизм трансмиграции тонкого тела (сукшма-шарира) своеобразного посредника между духовным началом-пурушей и материальными телами и диспозиции сознания индивида (бхавы), определяющие результаты трансмиграции. Тема карик 5661 служение «бессознательной» Пракрити интересам пуруш. Карики 6268 посвящены «освобождению» пуруши от мира страданий, которое начинается с «реализации» истинного знания (здесь же даются рекомендации по созерцательной практике) и завершается последним развоплощением. При этом само духовное начало, будучи по определению бездейственным, закабаляется и «освобождается» необъяснимым и не совсем логичным образом самой персонифицируемой Первоматерией, которая, будучи бессознательной, каким-то образом осуществляет целеполагающую деятельность в мире. В последних стихах Санкхья-карики излагаются основные «исторические» вехи трансляции учения санкхьи. Сочинение Ишваракришны пользовалось беспрецедентной популярностью: уже к 10 в. на него было составлено более десятка комментариев, а все оппоненты санкхьи (буддисты, джайны, вайшешики, наяики, ведантисты) опирались в изложении ее учения на Санкхья-карику. Сформулированный им классический дуализм санкхьи стал одним из важных мировоззренческих каркасов космологии Пуран и тантризма. Комментарии к Санкхья-карике начали составляться, вероятно, непосредственно после создания Санкхья-карики (один из них приписывается некоторыми исследователями самому Ишваракришне). Один из ранних комментариев может быть датирован лучше других: это оригинал китайского комментария, сделанного буддийским монахом Парамартхой в 540569, который, вероятно, назывался Суварнасаптати-вритти (Толкование на Золотое семидесятистишье [Ишваракришны]) и был составлен не позднее рубежа 56 вв. Оригинал Парамартхи представлял собой стандартный учебный текст, рассчитанный на прохождение адептами санкхьи «общего курса».К тому же или чуть более позднему времени относятся два комментария, открытые в 1970-е годы, краткая Санкхья-вритти (Толкование санкхьи) и Санкхьясаптати-вритти (Толкование Семидесятистишья санкхьи). Если оригинал комментария Парамартхи можно сравнить с общим курсом, то Санкхья-вритти с курсом элементарным; этот краткий учебный текст для начинающих санкхьяиков обнаруживает еще меньше исследовательской рефлексии, чем предыдущий памятник. В Санкхьясаптати-вритти изложение материала также обнаруживает учебные задачи, но классификации элементов учения здесь уже значительно более развернуты и большее внимание уделяется полемике с другими философскими направлениями.К 7 в. была составлена, вероятно, Санкхьякарика-бхашья (Комментарий к Санкхья-карике) Гаудапады, весьма популярная в традиции санкхьи. Гаудапада писал очень простым языком и стремился к прозрачно ясному изложению материала, но это не простота учебного пособия: задача состояла в том, чтобы дать максимально стабильную и «экономную» интерпретацию карик Ишваракришны, с тем, чтобы доктринальная система санкхьяиков была зафиксирована и не «размывалась».В отличие от названных комментариев Юктидипика принадлежит выдающемуся теоретику, который представил трактат Ишваракришны в историческом контексте (нечастый случай в индийской литературе), защищал его положения от контраргументов основных оппонентов и обосновал его адекватность в рамках «метаправил» научной (шастрической) литературы (см. ЮКТИДИПИКА).К теоретикам принадлежал и неизвестный нам автор лаконичной Джайямангалы (Благословение победы), писавший, по-видимому, в 78 вв.: текст Ишваракришны становится у него исходным материалом для систематизации эпистемологии санкхьи, он пытается выявить и «точки отсчета», лежащие в основе доктрины множественности и, соответственно, единства Атмана в санкхье и веданте.Зато лишь имитатором теоретизирования предстает писавший, вероятно, в 89 вв. автор Матхара-вритти (Толкование Матхары), который демонстрирует в этом (по сути учебном) тексте свою эрудицию в наследии ньяи, имитирует этимологизирование времен ранней брахманической прозы и часто цитирует индуистскую литературу.Венчает комментаторскую традицию, надстроившуюся над Санкхья-карикой, толкование философа-энциклопедиста Вачаспати Мишра Таттва-каумуди, которое относится к теоретическим комментариям и в ряде случаев подытоживает работу предшественников, принимая некоторые трактовки, отвергая другие и создавая собственные конструкции (см. ВАЧАСПАТИ МИШРА). Конспектом комментария Вачаспати Мишры можно считать Санкхья-чандрику (Лунный свет санкхьи) Нараяна Тиртхи. Названными толкованиями комментаторское наследие классической санкхьи отнюдь не исчерпывается, поскольку трактат Ишваракришны продолжает комментироваться в «живой» традиции санкхьи (ср. Санкхьякарика-бхашья Кришнаваллабхачарьи, изданная в 1933). См. также АНТАХКАРАНА; БХАВЫ; ВАЧАСПАТИ МИШРА; ГУНЫ; ДУХКХА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ИНДУИЗМ; ЙОГА-СУТРЫ; ПРАКРИТИ; ПУРУША; САНКХЬЯ-СУТРЫ; ШАШТИТАНТРА; ЮКТИДИПИКА.
|
|