Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ПРАКРИТИ (санскр. «природа», «производящее начало»), в философии санкхьи одно из двух первоначал вселенной, являющееся одновременно ее Первоматерией, действующей причиной и началом целеполагания. Синонимами Пракрити являются понятия «непроявленного» (авьякта) и «основного» (прадхана). Первоначально Пракрити выступает в «непроявленном» виде, ибо в самой, вероятно, ранней версии санкхьи, реконструируемой из Жизни Будды Ашвагхоши и ассоциирующейся с философом и йогином Арада Каламой (5 в. до н.э.), первым учителем Будды, ее функцию частично несет начало «авьякта» («непроявленное»), которое наряду с 7 другими началами (интеллект буддхи, эготизм аханкара и пять первостихий) составляет класс «восьми пракрити», соответствуя внутреннему началу индивида, ответственному за его континуальность в течение одной жизни и при переходе в другие жизни. Образ 8 пракрити неоднократно воспроизводится и в Махабхарате. Сами термины «пракрити» и «прадхана» впервые появляются в Шветашватара-упанишаде: Прадхана как «преходящее» начало соотносится с «непреходящим» Шивой; Пракрити как мистификация (Майя) с Мистификатором; Божество опутывает себя «нитями» (гуны), возникшими из Пракрити; оно называется Господином Прадханы и противостоящего ей сознания. Последующие этапы концепции Пракрити в доклассической санкхье восстанавливаются из Майтри-упанишады, Бхагавадгиты и в наибольшей степени из эпической Мокшадхармы, где Пракрити в иерархическом ряду начал мира «надстраивается» над эманирующими из нее «проявленными» началами микро- и макрокосма как ее «знаками», будучи превосходимой только другим первоначалом мира духом-пурушей «беззнаковым».В Санкхья-карике Ишваракришны (5 в.) Пракрити особый модус взаимоотношения трех начал гун, состояние их «равновесия». Как непроявленное первоначало мира Пракрити противопоставляется остальным 23 «проявленным» началам, являющимся ее эманациями и, как особый модус трехгунной реальности, наряду с ними, пуруше. Как материальная причина мира Пракрити содержит все его феномены в недифференцированном состоянии, но сама является началом «тонким» сверхчувственным, постулируемым на основании абстрактного умозаключения. Как единая Первоматерия Пракрити выводится из 1) «ограниченности» всех феноменов, 2) их гомогенности, 3) наличия общей для них потенциальности, 4) видовых различий между следствиями и причиной, 5) слияния следствий с их причинами в конце каждого космического периода. Как действующая причина Пракрити «развертывает» миры в неизменной последовательности эманаций и периодически «свертывает» их в обратном порядке. Пракрити «обеспечивает» и реинкарнации, снабжая тонкое тело (сукшма-шарира) безграничными возможностями перевоплощений. Наконец, как целеполагающее начало она (в очевидном противоречии с ее постулируемой «бессознательностью») заботится о «вкушении» пурушей объектов и его освобождении от этого опыта и от нее же самой, служа ему наподобие бескорыстной возлюбленной.Пракрити встречается в индуизме уже в Шветашватара-упанишаде, где «непросветленные» и «просветленные» Нерожденные (духовные начала мужского рода) услаждаются Единой Нерожденной (Пракрити как женское начало) и оставляют ее, вкусив наслаждения. Пракрити как женское начало, способное на соединение с мужским, встречается в целом ряде космологических схем, например в системе вьюх манифестаций Вишну у панчаратриков, где верховное божество Васудэва порождает бога Санкаршану и Пракрити, от которых происходят дальнейшие божества и абстрактные принципы. В Пуранах Пракрити, наряду с Пурушей, производится от Шивы или Вишну и затем, как «непроявленное», отождествляется с мировым яйцом (анда), в котором заложены континенты, океаны и все прочие реалии индуистской космографии. Пракрити воспринимается школами веданты, которые не скрывали расхождений с санкхьей. Так, ее очень напоминает Майя у адвайтистов Шри Харши и Читсукхи (13 в.). Еще более «симпатизировали» женственной Пракрити противники адвайты: в виштадвайте Рамануджи (1112 вв.) она становится «частью Брахмана», которая периодически побуждается им к миросозиданию, а в двайта-веданте Мадхвы (1314 вв.) не только порождает 24 начала мира, но и предопределяет через свои гуны, каким душам предстоит освободиться (в случае преобладания саттвы), а каким вечно пребывать в сансаре (в случае преобладания тамаса). См. также БХАГАВАТГИТА; ВЬЮХИ; ГУНЫ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; МАДХВА; МАЙЯ; ПУРУША; РАМАНУДЖА; САНКХЬЯ-КАРИКА; САНСАРА; ШАРИРА.
|