Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ПРАДЖНЯПАРАМИТСКИЕ ТЕКСТЫ («совершенство мудрости» ), литературные памятники, основные из которых датируются примерно 12 вв. н.э. Хотя Праджняпарамитские тексты составлены в прозе и по композиции напоминают тексты Сутра-питаки (см. ТРИПИТАКА) в виде беседы Будды с его наиболее известными учениками (например, Субхути) или бодхисаттвами, их объем подсчитывается в слогах, которые затем переходят в эпический стихотворний размер шлок. По этому принципу различаются тексты объемом в 300, 500, 700, 800, 2500, 8000, 10 000, 18 000, 25 000, имеется даже «мистическая эпопея» в 100 000 шлок, которая отражает раннюю стадию мировоззрения школы мадхьямика. Внешние вещи сновидения или проекции мировой мистифицирующей силы (майя), подобные фантому толпы людей, который может быть создан на перекрестке дорог магом или его учеником и по его воле мгновенно превратиться в ничто. Конечная истина раскрывается через осмысление «пустотности» (шуньята) не только внешних вещей, но также сансары и нирваны и учения Будды. Пусты также понятия бодхисаттвы и даже самого «совершенства мудрости». Зато существует «путь бодхисаттвы». В этом цикле выделяется сравнительно ранняя Аштасахасрикапраджняпарамита (Восьмитысячестишье о совершенстве мудрости), содержащая 32 главы, в которых повествуется о беседах Будды с его учениками Субхути, Шарипутрой и Пурна Майтраянипутрой, к которым присоединяется и царь богов Шакра (Индра). Диалоги предваряются посвятительными стихами, в которых прославляется высшая мудрость Праджняпарамита, мать «героев» и прародительница всех существ.Глава I Аштасахасрики открывается недоумениями Субхути по поводу рекомендации Будды направлять продвижение бодхисаттв к совершенству мудрости: в типичном для махаянских философов духе он выясняет, что само слово «бодхисаттва» ничего не обозначает в реальности, равно как и «совершенство мудрости». Есть, правда, «путь бодхисаттвы» великого существа (махасаттва), который заключается в отказе от того, чтобы осмыслять какие-либо объекты: это возможно потому, что мысль бодхисаттвы есть не-мысль, сверкающая в своей чистоте. В ответ на недоумение Шарипутры, как может возникнуть подобная мысль, Субхути замечает, что ее объектами не являются ни существа, ни не-существа и она не подвержена изменению. Диалектику Субхути одобряет сам Будда, который отмечает, что бодхисаттва думает, будто следует вести к нирване бесчисленное множество существ, но на деле нет ни ни ведомых, ни ведущих к ней. Такова истинная природа всех феноменов (дхармадхарматва), которые подобны фантомам. В главе II Субхути наставляет небожителей в учении о нереальности cуществ этого мира, подобных иллюзии (Майя), с которой последние не составляют никакой противоположности, как и объекты мысли не отличны от сновидений подобными сновидениями являются также и решившийся пересечь океан сансары, и достигший уже конечного «освобождения», и сама его «освобожденность». Богов смущает, правда, что и нирвана оказывается ничем не отличающейся от сновидения, но ученик Будды убеждает их в том, что таковым был бы и объект мысли, который даже превосходил бы по своему достоинству нирвану. Тем не менее идеал бодхисаттвы и нравственные аспекты его «освободительной» деятельности в мире излагаются в Аштасахасрике весьма обстоятельно.Согласно главе VI, бодхисаттва совершает подвиг особой медитативной аккумуляции «семян блага» (кушала), засеиваемых обычными людьми, богами, полубогами, добрыми духами и демонами, равно как и дел добродетели основанных на щедрости (дана), нравственности (шила) и созерцательной практике. Бодхисаттва «собирает» всю без остатка «заслугу» (пунья) всех этих существ, «взвешивает» ее и ликует. После накопления «спасительного капитала» он решает претворить эту коллективную «заслугу» в высшее «просветление», которым смогут «питаться» он сам и все существа. В главе ХХ рисуется величественный образ бодхисаттвы. Будда рекомендует Субхути представить себе героя благородного происхождения, наделенного красотой, могуществом, нравственной чистотой и бесстрастием, рассудительностью, способностью к ясному самовыражению и обоснованию своих взглядов и задач, умением разбираться во времени, месте и обстоятельствах, в совершенстве владеющего луком и прочими видами оружия, всеми искусствами и ремеслами, компетентного во всех отраслях знания, имеющего множество друзей, богатство, телесную силу, щедрого ко всем и приятного для многих. Он завершает любое начинание, владеет словом, чтит достойное чести, уважает достойное уважения, почитает достойное почитания и постоянно ощущает все возрастающее чувство радости и «вкуса». Затем Будда предлагает своему ученику представить себе ситуацию, когда подобный человек взял бы с собой всю свою семью на прогулку и они внезапно оказались бы в глухом и страшном лесу. Его неразумные домочадцы ощущают непреодолимый страх, но он заверяет их в том, что им бояться нечего, ибо он вскоре выведет их из чащобы на свободу. И Будда задает риторический вопрос может ли подобный человек сам испытать страх, если на него нападут многочисленные враги, и оставить свою семью в глухом лесу, спасаясь бегством?! Подобным образом не оставит свою семью страждущие живые существа и бодхисаттва, озабоченный благополучием всех существ. Сострадание бодхисаттвы обсуждается в главе XXII. Великая «заслуга» накапливается, когда особое озарение позволяет видеть все существа как бы на пути к закланию. Волнение охватывает «великое существо» (бодхисаттву), перед которым открывается панорама жертв всеобщего страдания тех, кто несет бремя дурной кармы, ожидая ближайшего наказания в адских регионах; тех, чьим уделом становятся низкие рождения, удаляющие их от Будды и его учения; тех, кому предстоит скорая гибель и кто запутался в сетях ложных воззрений и не в силах из них выпутаться; наконец, тех, кто уже обрел рождение, благоприятное для «освобождения», но потерял свой шанс. Сострадание приводит бодхисаттву к решению: «Я освобожу все эти существа и избавлю их от страданий!» Шатасахасрикапраджняпарамита (Стотысячник) открывается картиной медитации Будды в позе лотоса на холме Гридхракута (Вершина коршунов). Все части его тела и все поры его кожи излучают свет, озаряющий все материки. Существа, увидевшие этот свет, обретают истинное видение и достигают «несравнимого просветления». Многие сотни тысяч миллионов миллиардов световых лучей излучает и его язык, когда он открывает рот, и в каждом из этих лучей расцветают лотосы драгоценных камней, сияющие как золото, с тысячью лепестков, сладких, золотистых, ароматных, тонких и мягких как одежда качилиндика. На этих лотосах восседают вселенские будды, проповедуя учение о шести классических совершенствах пути бодхисаттвы (щедрость, нравственность, терпение, мужество, медитация, мудрость), и все существа, слушая их, все более утверждаются в своем просветлении. Будда снова погружается в медитацию на сей раз называемую «игрой льва», и в этот момент все люди и боги сразу вспоминают свои прежние рождения, приближаются к нему и воздают ему хвалу. Слепые на всех материках прозревают, глухие возвращают себе слух, душевнобольные исцеляются и т.д.Грандиозный объем Стотысячника обусловлен тем, что все сказанное не просто констатируется, но повторяется в деталях в применении к каждому объекту, так что знаменитые повторы Типитаки кажутся необычайным лаконизмом в сравнении с упражнениями «махаянских риши». Расцвет махаяны был связан с увлечением буддистов письменностью, тогда как классический буддизм ориентировался на изустную передачу. Так, когда говорится, что свет исходит от всего тела Будды, то в клишированных формулах уточняется, что это относится и к пальцам на ногах, и к ножным браслетам, и к каждой части его тела и что свет озаряет не просто мир, но его восточную часть, а также западную и т.п. Равным образом и общая оценка сущего «Все только имя» означает для составителя Шатасахасрики необходимость конкретизировать «все» как можно подробнее, перечисляя все вещи, знакомые ему во вселенной. Не удовлетворяется он и констатацией того, что «ничто не может быть выражено словами», чувствуя потребность в конкретизации этого «ничто».«Совершенство мудрости» может, однако, по махаянистам, не только беспредельно расширяться, но и сужаться. Доказательство тому включение в тибетский канон Экакшари (Однослоговая), полное название которого Мать всех татхагат, священное совершенство мудрости в одном слоге: слог «а», в котором концентрируется вся Праджняпарамита (явная имитация осмыслений у брахманистов слога «Ом»). К малым Праджняпарамитским текстам относится Ваджраччхедика-праджняпарамита, или Алмазная сутра (ок. 4 в.), ставшая весьма популярной в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. В главе 13 развиваются парадоксы, намеченные в Восьмитысячнике: на вопрос Будды, есть ли учение (дхарма), провозглашенное Буддой, Субхути дает отрицательный ответ, равно как и на вопрос о том, можно ли его узнать по 32 знакам «совершенного» потому что эти знаки были охарактеризованы самим же Буддой как не-знаки. Назначение подобных парадоксов (которые будут воспроизводиться позднее в коанах чань-буддизма) следует видеть в переориентации мышления адепта через. Зато в одном пункте Алмазная сутра однозначна: в той же главе ее составитель утверждает, что тот, кто выберет хотя бы четверть ее стиха и объяснит другим, добудет б льшую заслугу (пунья), чем тот, кто приносил бы в жертву свои жизни в течение многих мировых периодов. К малым Праджняпарамитским текстам относится и девятистишье Хридая-сутра (Сутра сердца мудрости), составленная в 35 вв. Тема Сутры сердца учение о пустоте. «Реализация» этого учения ведет к высшему просветлению. См. также БОДХИСАТТВА; БУДДА И БУДДИЗМ; ДУХКХА; ДХАРМА; КАРМА; КАРУНА; МАЙТРИ; МАЙЯ; НИРВАНА; ПАРАМИТЫ; ПУНЬЯ; САНСАРА; ТАТХАТА; ТРИПИТАКА; ШИЛА; ШУНЬЯТА.
|
|