Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
БХАВЫ (санскр. «диспозиции сознания», «базовые чувства»), в индийской философии, состояния сознания индивида. Феноменология сознания. В санкхье древней (например, в традиции Панчашикхи) словом «бхава» обозначались психологические проявления действий трех гун эмоции положительного, отрицательного и «нейтрального» характера. В санкхье классической термин «бхавы» обозначается две классификации состояний сознания. Первая включает, по Санкхья-карике, четыре пары: знание незнание, добродетель недобродетель, индифферентность страстность, «сверхспособности» бессилие, локализуемые во «внутреннем инструментарии»-буддхи и определяемые тем, какая в нем преобладает из гун светлая саттва или темный тамас. Другая классификация объединяет 50 бхав: 5 разновидностей заблуждения (випарьяя), 28 неспособностей (ашакти), 9 видов удовлетворенности достигнутым (тушти) и 8 достижений (сиддхи). Неспособности складываются из дефектов 11 индрий (включая манас) плюс 17 аберраций интеллекта. Все четыре класса вместе именуются «ментальным миропроявлением» (пратьяя-сарга). Многообразие бхав обусловливается и объясняется также пропорциями гун. Бхавы неотделимы от тонкого тела (сукшма-шарира), и преобладание в состоянии индивида тех или иных бхав определяет дальнейшее продвижение индивида (вверх или вниз) по лестнице перевоплощений. Лишь одна из них знание (соответствующая и «достижениям») ведет к «освобождению», остальные семь к сансаре. В одной из карик Ишваракришна различает и уровни состояний сознания: они могут быть имманентными (самсиддхика), природными (пракритика) или производными (вайкритика). Многочисленные его комментаторы начиная с автора Санкхьясаптати-вритти (ок. 6 в.) истолковывают данную иерархию следующим образом: под первым уровнем следует подразумевать знание, добродетель, индифферентность и «сверхспособности» у божественного мудреца-риши Капилы (мифический основатель санкхьи), под вторым те же достоинства у четырех сыновей бога Брахмы (у Санаки, Сананданы, Санатаны и Санаткумары, с которыми санкхьяики соотносили, ради мифологической престижности, свою традицию), а третий соответствует тем же положительным качествам, когда они достигаются «простыми смертными» благодаря ученичеству и работе над собой. Автор Юктидипики вносит в эту иерархию значительную детализацию. Он указывает, что у такого авторитетного предшественника Ишваракришны, как Панчадхикарана, принимались только второй и третий уровень бхав, зато они достаточно подробно структурировались. Природные диспозиции-состояния сознания подразделялись им на те, которые 1) возникают вместе с самим началом буддхи до образования телесной конституции индивида; 2) легко могут быть «пробуждены» при наличии телесной конституции; 3) могут быть пробуждены при наличии определенных усилий. Производные же подразделялись на 1) те, которые могут быть культивируемы самим индивидом и 2) те, которые могут быть культивируемы посредством его общения с другими. Из поздних комментаторов санкхьи схемы Панчадхикараны (правда, без детализаций) придерживался Вачаспати Мишра, полагавший, что без уровня имманентных бхав вполне можно обойтись (Таттвакаумуди к ст. 43). Поздние санкхьяики акцентировали свои расхождения в трактовке того, что они называли бхавами, с другими системами. Так, первый комментатор Санкхья-сутр Анируддха (15 в.) подчеркивал, что в санкхье они являются качествами не самого Атмана, каковыми они были бы у наяиков и вайшешиков, но только «внутреннего инструментария» (антахкарана). Эстетическая теория. Начиная уже с Натьяшастры термином «бхавы» обозначаются те эмоциональные состояния, которым соответствуют «искусственные эмоции» (расы), порождаемые сценическими средствами. Так, восьми классическим «искусственным эмоциям» любви, веселья, горя, гнева, героизма, страха, отвращения и удивления соответствуют однопорядковые «атомарные» эмоциональные состояния (далее «не разложимые», подобно дхармам, на которые у буддистов в конечном счете «делится» любой индивидуальный опыт). Эти состояния назывались «устойчивыми» (стхаи-бхавы), и от них отделялись преходящие состояния (вьябхичари-бхавы) числом 3334. Соотношение порождаемых сценическим действом и естественных эмоций было предметом дискуссий. Расхождения очевидны уже у предшественников Натья-шастры, составителей компендиумов (санграхи), которых цитирует ее гипотетический автор Бхарата, и они распространялись на разногласия даже в таком вопросе, как являются ли бхавы «опорными» для рас или же дело обстоит противоположным образом. Бхарата поддерживает первую теорию: определенная бхава вместе со сценическими приемами порождает соответствующую расу подобно тому, как блюдо готовится из сочетания различных продуктов; бхава уподобляется семени, а раса цветам и плодам дерева. Вместе с тем, они предполагают друг друга, ибо «нет бхавы без расы и нет расы, лишенной бхавы», они содействуют выявлению друг друга, и успех театрального представления возможен лишь при их взаимодействии. Разногласия продолжались и среди средневековых комментаторов текста. Так, например, Шанкука (9 в.) считал расы не более чем имитациями бхав, его современник Бхатта Лолата полагал, что расы те же бхавы, но только приобретшие определенную окраску. На это Бхатта Наяка (910 вв.) возражал, что если бы дело действительно обстояло так просто, то горесть Рамы при разлуке с Ситой (основной сюжет Рамаяны) должна была бы передаваться и зрителям, но этого почему-то не происходит. Следовательно, соотношения между ними выходят за границы обычного различения «проявленного» и «непроявленного». См. также АНТАХАКАРАНА; ВАЧАПАТИ МИШРА; ГУНЫ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; МОКША; НАТЬЯШАСТРА; РАМАЯНА; САНКХЬЯ-КАРИКА; САНКХЬЯ-СУТРЫ; САНСАРА; ШАРИРА.
|
|