Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
АЮРВЕДА (санскр. «наука о долголетии»), традиционная индийская медицина, истоки которой восходят к ведийской эпохе. Истоки Аюрведы. В ведийских текстах сохранились свидетельства знаниях в области анатомии, эмбриологии и гигиены: так, в гимнах Атхарваведы подробно описаны кости человеческого скелета. Сама Аюрведа считалась дополнением (упанга) к Атхарваведе Веде магических заговоров, многочисленные гимны которой были специально посвящены устранению разных болезней: проказы, лихорадок, желтухи, заболеваний сердца, психики, «болезни» как таковой и т.д. Анатомические и медицинские представления засвидетельствованы и в текстах брахманической прозы: в Брахманах и Упанишадах. Как и другим областям знания, медицине приписывалось божественное происхождение. Считалось, что она создана богом Брахмой, от которого перешла к другим божествам Праджапати, близнецам Ашвинам (их способность исцелять людей прославляется во многих ведийских гимнах Ригведа I.157 и др.), Индре, а от них к мудрецам-риши. Начальный период Аюрведы как дисциплины знания приходится на середину I тыс. до н.э. Уже великий грамматист Панини (ок. 4 в. до н.э.) свидетельствует о значительной медицинской и фармакологической номенклатуре, а его последователь Патанджали (2 в. до н.э.), перечисляя традиционные дисциплины, веданги и итихаса-пураны, называет и медицину. Значительно более обстоятельные сведения о медицине содержат буддийские источники. Отношение ранней буддийской общины к медицинским познаниям было неоднозначным. Монахам запрещалось заниматься лечебной практикой, вероятнее всего потому, что она была тесно связана с брахманистской магией, которую буддисты порицали и высмеивали. Тем не менее со временем эти запреты стали все чаще нарушаться. Среди лидеров буддийской общины фигурирует педиатр Дживака, о котором было известно, что он изучал свою специальность у знаменитого Атреи, учившего в не менее знаменитом североиндийском «университете» в Таксиле. Речь идет о том самом Атрее, который наряду с Харитой, Кашьяпой, Агнивешей и Бхедой постоянно цитируется в классических аюрведических трактатах как основатель медицинской науки. По-видимому, уже во второй половине I тыс. до н.э. на «медицинском факультете» в Таксиле сложилась восьмичастная модель этой науки (аштанга), составляющими которой считались хирургия (шалья), микрохирургия (шалакья), лечение телесных болезней (кайя-чикитса), демонология (бхутавидья), педиатрия (каумарабхритья), токсикология (агадатантра) и стимулирование потенции (ваджикарана). Ряд ученых полагают, что к Дживаке непосредственно восходит типологически иное, четырехчастное деление предметов медицины: болезнь, ее причины, возможности прекращения болезни и средства, предназначенные для реализации этой цели, которое, бесспорно, воспроизводит четыре «благородные истины» Будды (о страдании-духкхе, его причине, его преодолении и пути, предназначенном для его преодоления). Разумеется, эта гипотеза в применении к Дживаке остается принципиально непроверяемой, но тот факт, что именно буддисты занимали значительное место среди теоретиков медицины, свидетельствует о многом. В первой «корзине» текстов палийской Трипитаки Виная-питаке неоднократно упоминаются паровой душ, кровопускание, хирургические инструменты, средства очищения кишечного тракта и многие др. Предклассический период реконструируется именно из буддийских источников, многие из которых были открыты в результате археографических экспедиций в Центральную и Среднюю Азию в конце 19 начале 20 вв. Наиболее ранними среди них считались т.н. Bower-manuscripts (по имени англичанина, нашедшего их в 1890 в буддийской ступе в Кашгаре Китайский Туркестан). Индологи датируют эти тексты, написанные на неправильном санскрите, смешанном с пракритом, в промежутке между 4 и 6 вв. Первый из них посвящен целебным силам чеснока (способного продлевать жизнь до ста лет), пищеварению, эликсиру долголетия со сроком годности в тысячу лет, способам правильного составления лекарств. Второй фрагмент содержит формулы 14 средств против внутренних и прочих болезней. Третий получил название Навантика (Масло) (извлечения из лучших пособий): в его 16 разделах рассматриваются лечебные отвары, масла, эликсиры, средства стимулирования потенции, детские болезни, приготовление лекарственных соединений и многое другое. Все фрагменты составлены в виде стихов, и тот факт, что их составители предпочитали сложные стихотворные размеры, свидетельствует в пользу названной сравнительно поздней датировки. В Средней Азии была найдена рукопись и другого медицинского стихотворного трактата Йогашатаки, переведенного впоследствии на тибетский. Возможно, именно к этому тексту относится свидетельство китайского буддийского паломника И Цзина (635713) о восьмичастном медицинском сочинении. |
|