Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
АШРАМЫ (санскр. «прибежище», «стадия жизни»), этапы жизни мужских представителей трех высших варн традиционного индийского общества (брахманы, кшатрии, вайшьи). Концепция ашрам была разработана уже в Дхармасутрах, но наиболее обстоятельно рассматривается в Дхармашастрах, прежде всего в Законах Ману; среди других источников можно отметить Упанишады, Артхашастру, Кама-сутру, тексты Махабхараты. Первая стадия жизни ученичество (брахмачарья), которое начинается с детства, после прохождения ребенка через основную из санскар церемонию посвящения (упанаяна), рассматриваемую как «второе рождение». Мальчик должен уйти в семью учителя-гуру, изучать там в течение 12 лет Веды и другие дисциплины и соблюдать целомудрие. На следующей стадии женатого домохозяина (грихастха) индивиду надлежит выполнять тройственный долг по отношению к богам (жертвоприношения), предкам (рождение сыновей) и риши (ежедневное чтение Вед), а также совершать ежедневные обряды (нитьякарма) и поддерживать все существа (прежде всего семью и родителей, но также гостей и странников). На третьей стадии лесного отшельника (ванапрастха) рекомендуется уйти из населенного пункта вместе с женой в «пустынь» и заняться самосовершенствованием, выполняя многочисленные обряды и предаваясь аскезе. На последней стадии странствующего аскета (санньясин) рекомендуется отказываться от всех благ и обрядов, жить милостыней, терпеть лишения и стремиться к высшему благу. Переход от каждой предыдущей ашрамы к каждой последующей инициируется специальными обрядами (исключение составляет переход из «домохозяйства» в «отшельничество»), первый из которых состоит в санскаре возвращения из дома учителя, а последний в символическом поглощении жертвенных огней. Система четырех ашрам соотносилась в некоторых текстах с четырьмя целями человеческого существования (пурушартха). Так, согласно Кама-сутре, на первой стадии приоритетной целью человека является выгода (артха), на стадии домохозяина удовольствия (кама), на двух последних религиозная заслуга (дхарма) и «освобождение» (мокша). См. также АРТХАШАСТРА; ВАРНЫ; ВЕДАНГИ; ВЕДЫ; ДХАРМА; ДХАРМАШАСТРЫ; ИНДУИЗМ; КАМА-СУТРА; МОКША; ПУРУШАРТХА; САНСКАРЫ.
|
|