Вывести на печать

АПАВАРГА (санскр. apavarga – «оставление», «избавление»), синоним «освобождения» (мокша), акцентирующий его основное, «отрицательное» содержание (как «освобождения-от», а не «освобождения-для»). В Майтри-упанишаде цитируется стих, по которому обожествленное солнце является причиной одновременно миросозидания, неба и апаварги. В качестве частичного заместителя мокши апаварга фигурирует в текстах двух философских традиций – ньяя-вайшешики и санкхья-йоги.

Согласно Ньяя-сутрам, апаварга достигается «по устранении в обратном порядке страдания, рождения, активности, пороков и ложного знания», т.е. после обретения истинного знания и следующей за ним «освободительной» практики, которая начинается с разрушения пороков (доша) и завершается прекращением страдания (духкха). Комментатор сутр Ватсьяяна (4–5 вв.) подробно демонстрирует поэтапность указанных в них стадий продвижения к «освобождению», идентифицируя саму апаваргу как высшее благо (нихшреяса). Ватсьяяна уточняет, что «об освобождении [при этом следует мыслить], что мирно это освобождение – разъединение со всем и прекращение всего, – разрушающее многое мучение, страх и порок и как, следовательно, имеющий разум не пожелает того освобождения, которое устраняет все страдание и непричастно [самому] сознанию страдания?!» Средневековый наяик Удаяна в своем главном произведении Ньяя-кусуманджали определяет высшего Атмана как то начало мира, почитание которого считается мудрыми путем к небу и к апаварге. В Санкхья-карике Ишваракришны апаварга – конечный результат истинного знания, с той только разницей, что его субъектом выступает не собственно духовное начало-пуруша, но бытийно инородный ему интеллект-буддхи, и эту трактовку развивают все комментаторы Ишваракришны. Так, Гаудапада (ок. 7 в.) просто указывает, что «освобождение»-апаварга наступает в результате правильного усвоения 25 начал космологических санкхьи, – подразумевается прежде всего сущностное отличие духовного начала Пуруши от всех прочих (его предшественник, автор Санкхьясаптати-вритти, определял знание как действующую причину, «освобождение» – как его следствие); Вачаспати Мишра уточняет, что после достижения правильного знания Пракрити устраняется от Пуруши, поскольку ее задачи решены. В комментарии Вьясы к Йога-сутрам принимается та же трактовка, но только «заслуга» интеллекта перед пурушей поясняется дополнительной аналогией – с той ситуацией, когда победа или поражение воинов в битве приписывается самому царю.

Ведантисты относились к данному понятию сдержанно. У Шанкары в Брихадараньякопанишадбхашье представлен своеобразный взгляд (комментаторы Шанкары приписывают его Бхартрипрапанче), согласно которому апаварга – не синоним мокши, но стадия совершенства, предшествующая последней, т.е. некое «пред-освобождение», которое достигается сочетанием обрядовой и созерцательной практики (медитация на определенные манифестации Абсолюта, прежде всего в образе Хираньягарбхи), в результате которых разрушаются не только объекты, но и способности их рецепции. Апаварга здесь тождественна начальному выходу из сансарного существования, но еще не полному преодолению незнания, осуществляемому уже на следующей стадии. Шанкара отвергает эту точку зрения, недоумевая, каким образом в подобном состоянии можно продвигаться – через слышание, размышление и сосредоточение – к высшей цели.

См. также ВАЧАСПАТИ МИШРА; ДУХКХА; ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ; ЙОГА-СУТРЫ; МОКША; НИХШРЕЯСА; НЬЯЯ-БХАШЬЯ; НЬЯЯ-СУТРЫ; САНКХЬЯ-КАРИКА; УДАЯНА; ШАНКАРА.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
18/11/2017

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!