Вывести на печать

ЯЗЫКОВОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ШКОЛА, ведущее направление японской лингвистики второй половины 20 в. Сложилась в конце 1940-х начале 1950-х годов. Теоретической основой школы стала концепция Мотоки Токиэда (19001967), которая была изложена в книге Основы японского языкознания (Kokugogaku-genron, 1941). Полемизируя с Ф. де Соссюром, Ш.Балли и другими лингвистами, Токиэда подчеркивал, что язык – не абстрактная система, а субъективная деятельность человека, не существующая вне человека. Ученый разграничивал две точки зрения на язык: точку зрения субъекта (носителя языка) и точку зрения внешнего наблюдателя. Отвергая структурализм, стремящийся целиком встать на позицию наблюдателя, Токиэда призывал основываться на представлениях носителя языка, познаваемых через интроспекцию, и стремился продолжить подходы, свойственные японской лингвистической традиции, которая была основана на субъективном толковании древних памятников.

Ведущим центром школы языкового существования стал основанный в 1948 Государственный институт родного языка; существенным влиянием эта школа пользуется также во многих университетах Японии. Главные теоретики школы – Минору Нисио (18891979), Эцутаро Ивабути (1905–1978), Такэси Сибата (р. 1918) и др. Основное внимание уделяется изучению психологических предпосылок речевых актов и особенно их социального контекста. Из всех направлений мировой лингвистики 20 в. школа языкового существования наиболее последовательно занимается изучением речи (в смысле Ф. де Соссюра); в определенной степени с ней могут быть сопоставлены анализ бытового диалога (conversational analysis), а также британская школа системно-функциональной грамматики.

В рамках школы языкового существования с начала 1950-х годов развернулась работа по исследованию социального функционирования современного японского языка. Сибата разработал специальную методику «изучения языка за 24 часа». В течение этого периода времени исследователь фиксирует всю речевую деятельность в различных социальных ситуациях специально отобранного испытуемого, который рассматривается как «типичный представитель» той или иной социальной и возрастной группы. Регулярно проводятся массовые обследования значительного числа информантов в связи с функционированием литературного языка, диалектов и промежуточных образований («полудиалектов»), употреблением тех или иных форм вежливости в тех или иных ситуациях и т.д.; эти обследования повторяются с теми же испытуемыми через несколько десятилетий, что позволяет получить данные о динамике речевых и языковых изменений. В результате были получены данные, часто отсутствующие для других языков: о среднем количестве слов, произносимых в день людьми разного возраста и положения, о средней длине предложения в тексте того или иного жанра, о времени, затрачиваемом японцами на чтение, письмо, говорение и слушание и т.д.

Для школы языкового существования характерно активное распространение статистических методов. Исследования школы тесно связаны с практикой: с поддержанием и совершенствованием языковой нормы, разработкой методики преподавания языка. Главное внимание здесь уделяется сбору фактов.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
28/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!