Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ГРЕКОВА И. (р. 1907), настоящие фамилия, имя и отчество Вентцель, Елена Сергеевна, русский прозаик, ученый-математик. Доктор технических наук (1954), автор многочисленных научных трудов по проблемам прикладной математики, вузовского учебника по теории вероятностей, книги по теории игр и т.п. Родилась 8 (21) марта1907 в Ревеле (ныне Таллинн) в учительской семье. В 1929 окончила физико-математический факультет ЛГУ; с 1935 живет в Москве. Преподавала в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского (19351968) и Московском институте инженеров транспорта (19681986). Как литератор (избравшая себе «математический» псевдоним от названия восходящей к латыни французской буквы «игрек») начала публиковаться в 1957. Внимание читателей и критиков привлекли рассказы Грековой За проходной (1962; на его основе совместно с А.Галичем написала комедию Будни и праздники, 1967) и Дамский мастер (1963), в которых традиционный для отечественной словесности психологизм и сплетение нравственной и «деловой» проблематики обогащены точным ощущением настоящего дня, свежестью спокойного, четкого и ироничного письма, актуальным для «городской» прозы 19601970-х годов заострением повседневных жизненных коллизий «рядового» человека. В этом направлении развивалось и последующее (нередко вызывавшее бурные дискуссии и даже обвинения в «клевете») творчество Грековой, посвященное как хорошо известной писательнице среде научно-технической, в т.ч. военной интеллигенции (повести На испытаниях, 1967, Кафедра, 1978; романы Пороги, 1984, Свежо предание, опубл. в 1995), так и житейским историям людей разных профессий, своеобразно продолжая тему «маленького» человека в русской литературе и в то же время словно подтверждая мысль М.М.Бахтина о том, что каждый человек «больше» своей судьбы и даже незаметное, на первый взгляд, существование таит в себе глубины страданий и страстей, смятение чувств и творческие взлеты (повести Маленький Гарусов, 1970, Хозяйка гостиницы, 1976, Вдовий пароход, 1981, одноименная пьеса в соавторстве с П.Лунгиным, 1983, Фазан, 1985, Перелом, 1987; рассказы Хозяева жизни, 1960, опубл. в 1988, Скрипка Ротшильда, 1981, Без улыбок, 1986). Характерно стремление писательницы связать даже камерное повествование о вымышленных персонажах с важными, порой трагичными событиями в жизни страны (массовой высылкой ленинградцев из города после убийства С.М.Кирова, кампанией борьбы с учеными-кибернетиками, делом «врачей-убийц»), вывести частные судьбы на уровень типичных ситуаций, безжалостно обнажающих болезни общества (бюрократизация, невежество, разгильдяйство, зависть, душевная черствость, паразитизм) всегда, однако, оставляя «свет» упований на его исцеление, чаще всего в образах угловатых, но обаятельных и духовно прекрасных женщин и «некарьерных», но серьезных и умных мужчин, подчеркивающих несовпадение в лицемерном обществе видимости и сути и противостоящих намеренной «дегероизацией» конформистскому официозу.И.Грековой принадлежит ряд стихотворных и прозаических книг для детей (в т.ч. повесть Аня и Маня, 1979).
|
|