Вывести на печать

БУБЕННОВ, МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ (1909–1982), русский писатель. Родился 8 (21) ноября 1909 в с.Второе Поломошнево Алтайского края, в семье крестьянина – активного участника борьбы за советскую власть в Сибири. В 1927 окончил школу-девятилетку с педагогическим уклоном и около пяти лет преподавал в сельских школах Сибири и Татарии. Печатался с 1927, в 1929 участвовал во Всесоюзном съезде крестьянских писателей. Первое крупное произведение Бубенного – повесть о коллективизации в сибирской деревне Гремящий год (1929–1930, опубл. 1932). Много публиковался в газетах, альманахах и сборниках Сибири и Татарстана (очерки и рассказы о колхозном строительстве, сибирских партизанах, бойцах за советскую власть). Первые сборники рассказов писателя – В половодье, Бессмертие (оба 1940) посвящены Гражданской войне.

С 1942 Бубеннов на фронте (солдат-минометчик, затем военный корреспондент дивизионной и армейской газет). В 1946 появилась книга первая его самого известного романа Белая береза, над которым автор работал с 1942, принесшая ему в 1948 Государственную премию и популярность в стране и за ее пределами (роман выдержал более 50 изданий, переведен почти на все языки народов СССР и многие иностранные языки).

Забытый ныне, этот роман еще в 1980-е годы характеризовался официальным литературоведением как одно из лучших (наряду с романами Они сражались за родину М.Шолохова и Русский лес Л.Леонова) отечественных произведений о войне, как попытка на масштабном эпическом полотне создать обобщающий образ народного героя.

Восторги литературных экспертов по поводу Белой березы (восхищавшихся, в числе прочего, и правдивым мастерством Бубеннова-баталиста), захлестнувшие в конце 1940-х годов страницы периодической печати, в 1950-е годы, особенно после 20 съезда КПСС, сменились жесткой критикой романа, прежде всего его второй части (1952), представившей настолько идеализированно-схематичный, пропагандистски-слащавый образ Сталина, гениального полководца и лучшего из людей, что от него покоробило даже самого вождя. Бубеннов отказался от написания намеченной 3-й части своей эпопеи, переключившись на новые, столь же актуальные для внутренней политики партии и правительства темы: освоение молодежью целины (роман Орлиная степь, 1959), индустриальное строительство в Сибири (роман Стремнина, 1971) и т.п.

Хотя Бубеннов еще в большей мере скомпрометировал себя в период кампании «борьбы с космополитизмом» (ст. Нужны ли сейчас литературные псевдонимы?), фигуру его, по-видимому, следует рассматривать не столько в личностном, сколько в социально-историческом аспекте, как вполне адекватный продукт того общества, идеология которого и не предполагала свободы экзистенциального выбора, а проявлением лояльности художника признавала лишь следование твердо обозначенным догмам и меняющимся политическим лозунгам.

Некогда знаменитый, а теперь столь же категорично изгоняемый из культурной памяти соотечественников творец советской мифологии был не лишен писательского дара, силы словесного мазка, реального чувства сопричастности народной жизни, о чем свидетельствуют многие страницы первой части романа Белая береза. Бубеннов оставил также множество пафосно-тенденциозных публицистических и литературно-критических статей, мемуарные произведения (Зарницы красного лета, 1977, и др.).

Умер Бубеннов в Москве 3 октября 1982.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
16/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!