Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
КОЗИНЦЕВ, ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (19051973), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1964). Родился 9 (22) марта 1905 в Киеве. В 19191920 учился в школе живописи А.Экстер в Киеве. В 1920 приехал в Петроград, где учился в Высших художественных мастерских Академии художеств. В 1921 совместно с Л.Траубергом, С.Юткевичем и Г.Крыжицким организовал «Фабрику эксцентрического актера» (ФЭКС), сначала как театральный, а затем как кинематографический коллектив. Эстетическая программа ФЭКС ориентировалась на опыт раннего советского авангардизма (В.Маяковский, Вс.Мейерхольд) и была выражена в манифесте «Эксцентризм» (1922). В 1924 Козинцев пришел на «Севзапкино» (будущий «Ленфильм»), где как режиссер дебютировал в содружестве с Траубергом эксцентрической комедией Похождения Октябрины. В стилистике первых фильмов Козинцева и Трауберга (Мишки против Юденича, Чертово колесо) переплелись характерные элементы агитационно-пропагандистского плаката, американской эксцентрической комедии и цирковой буффонады. В фильмах второй половины 1920-х годов основой для формальных экспериментов и идеологической модернизации стали сюжеты классической литературы ( Шинель, по Н.В.Гоголю) и эпизоды мировой истории (СВД восстание декабристов, Новый Вавилон Парижская Коммуна), причем в первых двух немалое значение сыграли сценарии Ю.Тынянова.Героиней первого звукового фильма Козинцева ( Одна) стала молодая сельская учительница, направленная в годы коллективизации в глухое сибирское село. Дальнейший поиск героя, сочетающего в себе демократически-простонародное обаяние и приверженность новой идеологии, увенчался безусловным успехом в трилогии о Максиме (Юность Максима, Возвращение Максима, Выборгская сторона, Государственная премия, 1941). Парень с рабочей окраины, ставший большевистским вожаком (актер Б.Чирков), надолго сохранил симпатии массового зрителя в СССР.Совместно с Траубергом Козинцев работал до 1945 (их последний фильм мелодрама о военном времени Простые люди, выпущенная на экран лишь в 1956). Его индивидуальная стезя в режиссуре началась в годы послевоенного «малокартинья» биографическими фильмами Пирогов (Государственная премия, 1948) и Белинский», после чего он куда более полно смог проявить свою творческую индивидуальность в экранизации романа Сервантеса Дон Кихот. Опыт экранизации был продолжен в 1960-е годы. Киноверсия Гамлета (Специальная премия жюри Международного кинофестиваля в Венеции, 1964; Ленинская премия, 1965) с И.Смоктуновским в заглавной роли не только стала крупным вкладом в мировое кинематографическое осмысление Шекспира, но и поставила персонаж классической трагедии в один ряд с современными героями лучших советских «оттепельных» фильмов 19501960-х годов. В своей следующей экранизации Шекспира (Король Лир, приз МКФ в Тегеране, МКФ в Чикаго, 1972) Козинцев, как и в Гамлете, продемонстрировал «суровую экспрессивность» стиля (черно-белое изображение, мощная актерская энергетика, впечатляющая музыка Д.Шостаковича), но социальная значимость и зрительский успех картины были заметно ниже.Козинцев плодотворно занимался педагогической деятельностью (в Ленинградском институте сценических искусств, 19261932, во ВГИКе, 19411964), в 19651971 руководил мастерской на «Ленфильме». Написал ряд исследований о Шекспире, С.М.Эйзенштейне, Ч.Чаплине, Вс.Мейерхольде. Умер Козинцев в Ленинграде 11 мая 1973.
|
|