Вывести на печать

ВАЛОРИЗАЦИЯ В ЯЗЫКЕ, приобретение языковой единицей смыслоразличительной значимости. Термин соответствует понятию valeur, введенному Ф. де Соссюром и соотносящемуся с «весом», значимостью данного феномена в семиотической системе, в том числе и языковой. Р.Якобсон связывал этот термин с фонологическим уровнем и говорил о возникновении фонологического различия как о «фонологической валоризации», т.е. приобретении фонологической значимости. Иными словами, явление валоризуется, когда приобретает смыслоразличительную значимость и становится единицей всей совокупности валоризованных элементов семиотического уровня системы в целом. Элемент валоризованной системы инвариантен и реализуется в виде конкретно функционирующих в речи и других семиотических системах вариантов.

Явление валоризации распространяется на все антропоцентрические системы. Единицы валоризованной системы не являются прямым обобщением по отношению к единицам эмпирической системы, т.е. не связываются с ними родо-видовыми отношениями. За пределами фонологии процесс языковой валоризации называют «грамматикализацией». Так, грамматикализуется употребление глаголов в аналитической функции, грамматикализуется употребление указательных местоимений в функции артикля и т.д. Валоризация элементов неотъемлемо связана с восприятием и фоном общих знаний. Так, лексическое ударение воспринимается именно как ударение благодаря тому, что носитель языка, во-первых, знает, где должно быть ударение в данной лексеме, и, во-вторых, потому, что он это ударение «слышит». Поэтому ударный слог в принципе может не быть ни самым сильным, ни самым длительным, ни самым высоким – в том случае, если процесс расстановки ударения в данном языке грамматикализован.

Противостояние валоризованных и эмпирических систем состоит в том, что валоризованная система единиц может изменяться не одновременно с изменением фактов эмпирии: должно иметь место накопление данных до определенного перцептивного порога, после которого эмпирический факт включается в валоризованную систему. Непосредственно с языковой деятельностью это связано таким образом, что в коммуникации часто имеет место «укрупнение масштабов отдельного факта», когда говорящие преувеличивают числовые показатели: возраст третьего лица, длительность отсутствия, грядущую температуру воздуха, повышение цен и многое другое (см. также КЛИШЕ РЕЧЕВЫЕ). За этим стихийным преувеличением, характеризующим, как правило, обывательскую речь, стоит подсознательная установка на превышение порога перцепции и тем самым введения факта в валоризованную систему.

Идеи баланса валоризованной системы и системы эмпирии соотносятся с учением французского антрополога К.Леви-Строса о «холодных» и «горячих» культурах. Эти его идеи можно интерпретировать так, что в «холодных» культурах единицы валоризованной системы более ригидны и наблюдаемым фактам эмпирии трудно пробиться через этот ментальный «панцырь». Поэтому традиционные культуры, относящиеся к «холодным», могут оставаться неизменными. В «горячих» культурах отношения между этими двумя системами более гибки по существу. Несомненно также, что «плотность» валоризованной системы бывает различной: представляется, что для так называемых «традиционных» культур она максимальна, поэтому они «холодные», т.е. не развивающиеся. В этом отношении были бы очень интересны и важны исследования об эволюции «традиционных систем» и, главное, о тех узлах системы, где эта эволюция осуществляется; для гуманитарных наук, тем самым, важно понять динамику систем и построить типологию динамик.

Наиболее сложным является вопрос о том, включается ли валоризованная система в круг феноменов, образующих так называемую сферу «подсознательного» в ментальной совокупности единичного носителя языка (культуры, поведения и проч.) и в «коллективном бессознательном» целого социума. Тогда деятельность профессионалов состоит в выведении таких фактов в сферу сознательного и объявлении их валоризованными. Решение этого вопроса может быть результатом объединенных усилий представителей разных гуманитарных наук.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
28/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!