Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ГРИГОРОВИЧ, ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1927), русский артист балета и балетмейстер. Родился в Ленинграде 2 января 1927. По окончании Ленинградского хореографического училища в 19461961 артист балета Театра оперы и балета им. С.М.Кирова (преимущественно гротесковые роли), в 19611964 балетмейстер; в 19641995 главный балетмейстер Большого театра. В двух первых значительных работах Григоровича, осуществленных им в Ленинграде Каменном цветке (музыка С.С.Прокофьева, 1957) и Легенде о любви (музыка А.Д.Меликова, 1961), заявил о себе как о реформаторе, восставшем против догм советского балета 19301950-х годов (нередко называемому направлением «драмбалета»). Сохраняя свойственную «драмбалету» повествовательность, Григорович излагал события средствами танца (не прибегая к чистой пантомиме) и добивался более тесной связи с музыкой, стремясь воплотить ее в танце. В его спектаклях впервые за многие годы появились танцевальные ансамбли, призванные раскрывать внутреннее содержание действия, состояние души героев, не проявляющееся в прямых поступках (например, «мысли» одной из героинь Легенды о любви Мехмене-бану). В Большом театре Григорович поставил новую редакцию балета П.И.Чайковского Щелкунчик (1966), где сказочный сюжет стал основой для серьезных размышлений, раскрывающих душевный мир девочки-подростка. Балет Спартак (музыка А.И.Хачатуряна, 1968), принесший Григоровичу мировую славу, героическая трагедия о борьбе и любви. Все последующие постановки Григоровича всегда имели в основе предельный накал страстей, иногда мрачных (Иван Грозный, на музыку Прокофьева, 1975), иногда возвышенных (Ромео и Джульетта, музыка Прокофьева, 1979). Другие его спектакли в Большом театре (помимо переделок балетов классического наследия) Ангара (музыка А.Я.Эшпая, 1976), Золотой век (музыка Д.Д.Шостаковича, 1982). Во второй половине 1980-х начале 1990-х годов малая активность Григоровича в Большом театре, отсутствие новых оригинальных постановок стали вызвать нарекания. В 1995 он был вынужден уйти из Большого театра.Значение творчества Григоровича для русского балета второй половины 20 в. очень велико. На рубеже 19501960-х годов он первым заявил о возможностях новых форм балетного спектакля, о возврате к танцевальности, стал ключевой фигурой реформ последующих десятилетий. С Григоровичем работали и на определенном этапе были его единомышленниками все ведущие танцовщики Большого театра 19601970-х годов: его жена Н.И.Бессмертнова, М.М.Плисецкая, Е.С.Максимова, В.В.Васильев, М.Э.Лиепа, М.Л.Лавровский и др.
|
|