Вывести на печать

ГРИГОРОВИЧ, ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1927), русский артист балета и балетмейстер. Родился в Ленинграде 2 января 1927. По окончании Ленинградского хореографического училища в 1946–1961 – артист балета Театра оперы и балета им. С.М.Кирова (преимущественно гротесковые роли), в 1961–1964 – балетмейстер; в 1964–1995 – главный балетмейстер Большого театра. В двух первых значительных работах Григоровича, осуществленных им в Ленинграде – Каменном цветке (музыка С.С.Прокофьева, 1957) и Легенде о любви (музыка А.Д.Меликова, 1961), – заявил о себе как о реформаторе, восставшем против догм советского балета 1930–1950-х годов (нередко называемому направлением «драмбалета»). Сохраняя свойственную «драмбалету» повествовательность, Григорович излагал события средствами танца (не прибегая к чистой пантомиме) и добивался более тесной связи с музыкой, стремясь воплотить ее в танце. В его спектаклях впервые за многие годы появились танцевальные ансамбли, призванные раскрывать внутреннее содержание действия, состояние души героев, не проявляющееся в прямых поступках (например, «мысли» одной из героинь Легенды о любви Мехмене-бану).

В Большом театре Григорович поставил новую редакцию балета П.И.Чайковского Щелкунчик (1966), где сказочный сюжет стал основой для серьезных размышлений, раскрывающих душевный мир девочки-подростка. Балет Спартак (музыка А.И.Хачатуряна, 1968), принесший Григоровичу мировую славу, – героическая трагедия о борьбе и любви. Все последующие постановки Григоровича всегда имели в основе предельный накал страстей, иногда мрачных (Иван Грозный, на музыку Прокофьева, 1975), иногда возвышенных (Ромео и Джульетта, музыка Прокофьева, 1979). Другие его спектакли в Большом театре (помимо переделок балетов классического наследия) – Ангара (музыка А.Я.Эшпая, 1976), Золотой век (музыка Д.Д.Шостаковича, 1982). Во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов малая активность Григоровича в Большом театре, отсутствие новых оригинальных постановок стали вызвать нарекания. В 1995 он был вынужден уйти из Большого театра.

Значение творчества Григоровича для русского балета второй половины 20 в. очень велико. На рубеже 1950–1960-х годов он первым заявил о возможностях новых форм балетного спектакля, о возврате к танцевальности, стал ключевой фигурой реформ последующих десятилетий. С Григоровичем работали и на определенном этапе были его единомышленниками все ведущие танцовщики Большого театра 1960–1970-х годов: его жена Н.И.Бессмертнова, М.М.Плисецкая, Е.С.Максимова, В.В.Васильев, М.Э.Лиепа, М.Л.Лавровский и др.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
20/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!