Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ГЕЛЬЦЕР, ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА (18761962), русская артистка балета. Родилась в Москве 2 ноября 1876 в артистической семье (отец Василий Федорович Гельцер артист балета Большого театра, дядя Анатолий Федорович Гельцер театральный художник). В 1894 окончила Московское театральное училище и поступила в труппу Большого театра, в 18961898 работала в Мариинском театре, затем в 18981935 снова в Большом театре. Таким образом, Гельцер, воспитанная первоначально в традициях московской школы (в числе ее педагогов были И.Д.Никитин и Х.Мендес), освоила также петербургскую манеру танца, была знакома с репертуаром Петипа. Виртуозная техника и незаурядное актерское дарование позволили ей по возвращении в Москву быстро занять ведущее положение в труппе. Она с блеском исполняла главные роли во всех традиционных спектаклях и в большинстве новых, которых стало особенно много после того, как на рубеже столетий в Москву был командирован А.А.Горский, вскоре (в 1902) возглавивший труппу. Взаимоотношения главного балетмейстера и ведущей танцовщицы складывались непросто. С одной стороны, Гельцер охотно выступала в драматических или открывающих богатые возможности для актерской игры спектаклях Горского, таких, как Саламбо (музыка А.Ф.Арендса, 1910), Корсар (музыка А.Адана и др., 1912). Любовь быстра! (на музыку Э.Грига, 1913). С другой стороны, была сторонницей сохранения в неприкосновенности балетов наследия, «чистых» танцев классического балета, что противоречило идеям Горского. Гельцер, любимица московского зрителя, обычно добивалась своего, и Горский вынужден был идти на компромиссы. Балерина осталась в Большом театре и после Октябрьской революции, когда многие артисты покинули Россию. В 1920-х годах в ее репертуаре появились новые балеты, поставленные для нее мужем, В.Д.Тихомировым: Эсмеральда (музыка Ц.Пуни и Р.М.Глиэра, 1926) и Красный мак (музыка Глиэра, 1927) первый многоактный спектакль, где традиционная форма «большого балета» с присущей этому жанру дивертисментами и фантастическими сценами была использована для показа современных событий. Умерла Гельцер в Москве 12 декабря 1962.
|
|