Вывести на печать

БАЛЕТ, вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый «классический» (исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил) танец; сценическое произведение, принадлежащее этому виду искусства. Балет зародился при княжеских дворах Италии в эпоху Возрождения и, по мере того как росла его популярность и совершенствовалась техника исполнения, распространялся по всей Европе, а в дальнейшем завоевал также Северную и Южную Америку, Азию и Австралию. На протяжении большей части 18 в. балет развивался преимущественно в Италии; в начале 19 в. балетными труппами прославилась Франция, а позднее – Россия. В 20 в. балет занимал прочное место на сценах США (особенно в Нью-Йорке), Великобритании и Советского Союза.

БАЛЕТ ДО 1900 ГОДА

Происхождение балета как придворного зрелища. В конце эпохи Средневековья итальянские князья уделяли большое внимание пышным дворцовым празднествам. Важное место в них занимал танец, что породило потребность в профессиональных танцмейстерах.

Мастерство ранних итальянских учителей танцев произвело впечатление на знатных французов, которые сопровождали армию Карла VIII, когда в 1494 он вступил в Италию, предъявив свои претензии на трон неаполитанского королевства. В результате итальянские танцмейстеры стали приглашаться ко французскому двору. Танец расцвел в эпоху Екатерины Медичи, супруги Генриха II (правил в 1547–1559) и матери Карла IX (правил в 1560–1574) и Генриха III (правил в 1574–1589). По приглашению Екатерины Медичи итальянец Бальдасарино ди Бельджойозо (во Франции его называли Бальтазар де Божуайё) ставил придворные представления, наиболее известное из которых носило название Комедийный балет королевы (1581) и обычно считается первым в истории музыкального театра балетным спектаклем. В царствование трех французских королей – Генриха IV (15331610), Людовика XIII (1601–1643) и Людовика XIV (16381715) – учителя танцев проявили себя как в сфере бального танца, так и в тех его формах, которые развивались в рамках придворного балета. В Англии в ту же эпоху, т.е. в царствование Елизаветы I, шел аналогичный процесс, нашедший выражение в постановках т.н. масок при дворе в Уайтхолле. В Италии техника профессионального танца продолжала обогащаться, появились первые труды по танцу (Il Ballarino Фабрицио Карозо, 1581 и Le Gratie d'Amore Чезаре Негри, 1602).

В середине 17 в. наметился отход от строгих форм, присущих придворному балету. Балетные артисты выступали теперь на сцене, приподнятой над уровнем зала и отделенной от зрителей, как это было, например, в театре, построенном кардиналом Ришелье в начале 17 в. Этот театр в итальянском стиле находился в его дворце и имел просцениум, что открывало дополнительные возможности для создания сценической иллюзии и зрелищных эффектов. Так вырабатывалась чисто театральная форма танца.

В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигали особого великолепия как в Париже, так и в Версальском дворце. «Король-солнце» появился, в частности, в роли Солнца в Балете ночи (1653).

Многие сохранившиеся поныне особенности балетных танцев объясняются происхождением балета, стилем поведения первых его исполнителей – придворных, обученных благородным манерам. Все дворяне были знакомы с искусством фехтования, и многие его приемы использовались в танцах: например, «выворотность», т.е. такое положение ног, при котором они от бедра до стопы повернуты наружу. Обязательные позиции ног, головы и рук в балете также напоминают позиции фехтовальщиков.

В 1661 Людовик XIV создал Королевскую академию музыки и танца, объединившую 13 ведущих танцмейстеров, которые были призваны блюсти танцевальные традиции. В Париже началось строительство оперного театра, и через девять лет была открыта Парижская опера. Королевский учитель танцев, Пьер Бошан (1637–1705), много сделавший для кодификации танца в соответствии с утвержденными при его участии правилами, и выработавший систему записи танцев, был назначен балетмейстером. Под его началом была сформирована балетная труппа. На первых порах в ее составе были одни мужчины – несмотря на то что в придворных представлениях участвовали женщины (например, мадемуазель Вепрэ), на сцене Парижской оперы они появились лишь в 1681.

Одним из первых руководителей этого театра был композитор Ж.Б.Люлли. Во многих его операх танцы занимали существенное место, но лишь к концу 17 в. внутри складывающейся в это время французской оперы они обрели самостоятельность. В операх-балетах Андре Кампра и Ж.Ф.Рамо балетные сцены занимали столько же места, сколько оперные. При этом на сцене Парижской оперы сохранялось различие между величественным «благородным» стилем танца, свойственным придворному балету, и более виртуозным, который раньше был уделом профессиональных артистов. Луи Дюпре (1697–1774), танцуя в парике и маске, придерживался традиционного благородного стиля. В первой трети 18 в. две женщины, Мари Камарго (1710–1770) и Мари Салле (1707–1756), способствовали совершенствованию техники танца.

дальше



БАЛЕТ
БАЛЕТ ДО 1900 ГОДА
Происхождение балета как придворного зрелища
Балет в эпоху Просвещения
Романтический балет
Упадок европейского балета, расцвет балета в России
БАЛЕТ 20 ВЕКА
Русский балет С.П. Дягилева
БАЛЕТ В США
Нью-Йорк сити балле
Американ балле тиэтр
Другие американские труппы
МИРОВОЙ БАЛЕТ
Великобритания
Советская Россия и другие страны
Франция
Дания
Германия
Нидерланды
Балетное искусство во всем мире
Заключение
ТЕХНИКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Для чего нужна выворотность
Позиции классического танца
ДЕЯТЕЛИ БАЛЕТНОГО ТЕАТРА
Адамс, Дайана
Алонсо, Алисия
Аштон, Фредерик
Баланчин, Джордж
Барышников, Михаил
Бежар, Морис
Бессмертнова, Наталия Игоревна
Блазис, Kарло
Бурнонвиль, Август
Бухонес, Фернандо
Васильев, Владимир Викторович
Верди, Виолетта
Вестрис, Огюст
Виллела, Эдуард
Виноградов, Олег Михайлович
Грегори, Синтия
Григорович, Юрий Николаевич
Гризи, Карлотта
Д'Амбуаз, Жак
Данилова, Александра Дионисьевна
Де Валуа, Нинет
Джоффри, Роберт
Доуэлл, Энтони
Дягилев, Сергей Павлович
Иванов, Лев Иванович
Камарго, Мари
Каринская, Барбара (Варвара Андреевна)
Карсавина, Тамара Платоновна
Керкленд, Гелси
Керстайн (Керстин, Кирстейн), Линкольн
Килиан, Иржи
Колпакова, Ирина Александровна
Кранко, Джон
Кронстам, Хеннинг
Кроче, Арлен
Макарова, Наталия Романовна
Макбрайд, Патрисия
Макмиллан, Кеннет
Максимова, Екатерина Сергеевна
Маркова, Алисия
Мартинс, Питер
Митчелл, Артур
Мясин, Леонид Федорович
Нижинская, Бронислава Фоминична
Нижинский, Вацлав Фомич
Николс, Кира
Нуреев, Рудольф Хаметович
Павлова, Анна Павловна
Перро, Жюль
Пети, Ролан
Петипа, Мариус
Плисецкая, Майя Михайловна
Салле, Мари
Сибли, Антуанет
Тальони
Толчиф, Mария
Томассон, Хельги
Тюдор, Энтони
Уланова, Галина Сергеевна
Фаррелл, Сьюзен
Фелд, Элиот
Фокин, Михаил Михайлович
Фонтейн, Марго
Чейз, Люсия
Чекетти, Энрико
Эльслер, Фанни
Эшли, Меррилл
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
25/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!