Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ДЯГИЛЕВ, СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ (18721929), русский деятель театра, балетный импресарио, руководитель знаменитого «Русского балета». Родился в Новгородской губернии 19 (31) марта 1872, в дворянской семье. Учился в местной школе и в гимназии Мая в Петербурге, затем изучал право в университете и занимался живописью и музыкой, в частности пением. Рисовал и импровизировал за фортепиано. Группа университетских друзей во главе с Дягилевым образовала кружок, а затем создала художественный журнал «Мир искусства». Стремясь познакомить с русским искусством Западную Европу, Дягилев организовал в Париже в 1907 выставку русской живописи и серию концертов, а в следующем сезоне постановку ряда русских опер. В 1899 Дягилев стал редактором «Ежегодника Императорских театров» и руководил постановкой Сильвии Л.Делиба на сцене Мариинского театра. Попытка Дягилева использовать современную сценографию привела к отстранению его от постановки. Однако он продолжал вынашивать мечту о современном балете и в 1909 собрал труппу, состоявшую из танцоров Императорских театров. Во время летнего отпуска Дягилев вывез ее в Париж, где провел первый «Русский сезон». В «Сезоне» участвовали такие танцовщики, как А.П.Павлова, Т.П.Карсавина, М.М.Фокин, В.Ф.Нижинский и А.Р.Больм. «Сезон» прошел с огромным успехом. Сценография Леона Бакста и Александра Бенуа ошеломила публику своей новизной. М.М.Фокин выступил в качестве постановщика Жар-Птицы и Петрушки И.Ф.Стравинского, а также «Половецких плясок» из Князя Игоря А.П.Бородина, Шахерезады на музыку Н.А.Римского-Корсакова, Сильфид (Шопениана) и Карнавала на музыку Р.Шумана.Впоследствии Дягилев привлек в труппу танцовщика и балетмейстера Леонида Мясина; в период 19151920 для «Русского балета» работали такие композиторы, как О.Респиги, Э.Сати, Г.Форе, М.де Фалья и другие; спектакли оформляли П.Пикассо, А.Матисс, А.Дерен. Ставились балеты на современные сюжеты, например, Лани (Les Biches) Ф.Пуленка в хореографии Брониславы Нижинской и Стальной скок С.С.Прокофьева в хореографии Л.Ф.Мясина. Между 1926 и 1929 появилось восемь постановок Джорджа Баланчина, в их числе Блудный сын С.С.Прокофьева.Преклонение перед традицией классического балета побудило Дягилева осуществить постановку Спящей красавицы Чайковского в Лондоне в 1921, однако, несмотря на успех у публики, труппу едва не постиг финансовый крах. Последние постановки «Русского балета» были чересчур «интеллектуальными», чересчур «стильными» и редко пользовались тем безоговорочным успехом, который сопровождал первые сезоны. В этот период для труппы работали композиторы Ф.Пуленк, Д.Мийо, С.С.Прокофьев, декорации писали Мари Лорансен, Ж.Брак, Х.Гри, Ж.Руо и Дж.ди Кирико.Умер Дягилев в Венеции 19 августа 1929. См. также БАЛЕТ. (22.56 Кб)
|
|