Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
НЕОКОНФУЦИАНСТВО. Термин западного происхождения, обозначающий одно из главных направлений дальневосточной философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в 11 в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиционной культуры Дальнего Востока. Соответствует нескольким китайским (и производным от них японским, корейским и вьетнамским) терминам: «дао сюэ» «учение [истинного] Пути»; «[син мин и] ли сюэ» «учение об [индивидуальной природе, предопределении, должной справедливости и] принципе»; «синь сюэ1» «учение о сердце (психике)»; «ши сюэ» «учение о реальном», или «реальное (практическое) учение»; «шэн сюэ» «учение о совершенной мудрости», или «учение совершенномудрых»; «Сун сюэ» «учение [эпохи] Сун (9601279)». В самом узком смысле неоконфуцианство учение философов 1112 вв., выделенных официальной «Историей [династии] Сун» (Сун ши, 14 в.) в направление «дао сюэ», т.е. Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, их ближайших учеников и последователей. В менее узком смысле неоконфуцианство охватывает всех конфуциански ориентированных мыслителей 1117 вв. (эпохи Сун Мин); иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле неоконфуцианство означает всю совокупность конфуцианских и конфуцианизированных учений, созданных в дальневосточном регионе с 11 в. по настоящее время. Автохтонные наименования неоконфуцианства подчеркивают его разные аспекты: «Сун сюэ» время возникновения; «ши сюэ» «реалистичность» и «практичность» в противовес даосизму и буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; «дао сюэ» следование открытой древними «совершенномудрыми» ортодоксальной истине дао-Пути; «шэн сюэ» признание за каждым человеком возможности лично достичь «совершенной мудрости» (шэн1) в силу изначально присущей ему «доброй природы». Наиболее распространенные китайские обозначения неоконфуцианства «[син мин и] ли сюэ», «синь сюэ1» выделяют его центральные категории: «[индивидуальная] природа» (син1), «предопределение» (мин1), «должная справедливость» (и1), «принцип» (ли1), «сердце» (синь1). У истоков неоконфуцианства стояли апологеты конфуцианства в условиях широкой популярности даосизма и буддизма Ван Тун (67 вв.), Хань Юй и его ученик Ли Ао (89 вв.). Создавать идеологию неоконфуцианства начали «три мастера учения о принципе» Сунь Фу, Ху Юань (конец 10 11 в.) и Ши Цзе (11 в.), впервые же систематизированную и тематически всеобъемлющую форму оно обрело в трудах Чжоу Дуньи. Ведущим в неоконфуцианстве стало направление его последователей и комментаторов Чэн [братьев] Чжу [Си] школа, первоначально оппозиционная официальной идеологии, но в 1313 канонизированная и сохранившая такой статус в Китае до начала 20 в., а в середине 20 в. породившая «новое учение о принципе» (синь ли сюэ) Фэн Юланя. Основную конкуренцию ей составила Лу [Цзююаня] Ван [Янмина] школа, идейно доминировавшая в 1617 вв. Соперничество школ Чэн Чжу и Лу Вана, отстаивавших соответственно социоцентристский объективизм и персоноцентристский субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции «учение о принципе» «учение о сердце», распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновленных формах продолжается до сих пор. От этих главных направлений в неоконфуцианстве с самого начала отделились два более узких течения: представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилософским проблемам и нумерологическим (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) построениям (Шао Юн, 11 в.; Цай Цзюфэн, 1213 вв.; Фан Ичжи, Ван Чуаньшань, (17 в.), представители второго акцентировали социально-утилитарное значение знания (Люй Цзуцянь, Чэнь Лян, 12 в.; Е Ши, 1213 вв.; Ван Тинсян, 1516 вв.; Янь Юань2, 17 начало 18 в.). В 1719 вв. господствовавшие учения Чэн Чжу и Лу Вана подверглись атакам со стороны «эмпирической» школы, делавшей упор на критическое изучение классических текстов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого «учением о естестве», или «конкретным учением» (пу сюэ), был Гу Яньу (17 в.), а крупнейшим представителем Дай Чжэнь (18 в.). Дальнейшее развитие неоконфуцианства, начиная с Кан Ювэя (18581927), связано с попытками усвоения западных теорий. В отличие от первоначального конфуцианства, неоконфуцианство основано прежде всего на текстах Конфуция (65 вв. до н.э.), Мэн-цзы (Мэн Кэ, 43 вв. до н.э.) и их ближайших учеников, а не на протофилософских канонах. Этот новый подход школа Чэн Чжу воплотила в Четверокнижии (Сы шу). В период складывания неоконфуцианства нормативной формой Тринадцатиканония (Ши сань цзин) была охвачена и древняя протофилософская классика. Первое место в нем занял методологический «органон» Чжоу и, в котором изложены нумерологические идеи, полностью эксплицированные (в том числе средствами графической символики) и развитые в неоконфуцианстве. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первоначальном конфуцианстве онтологическую, космологическую и гносео-психологическую проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма некоторые абстрактные понятия и концепции, неоконфуцианство ассимилировало их путем этической интерпретации. Моральная доминанта конфуцианства в неоконфуцианстве обернулась этическим универсализмом, в рамках которого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных категориях, что выражалось с помощью последовательных взаимных идентификаций человеческих («гуманность»-жэнь2, «[индивидуальная] природа», «сердце») и природных (Небо-тянь, «предопределение», «благодать/добродетель»-дэ1) сущностей. Современные интерпретаторы и продолжатели неоконфуциаства (Моу Цзунсань, Ду Вэймин и другие) определяют такой подход как «моральную метафизику» (даодэ дэ синэршансюэ), являющуюся одновременно теологией.
|
|