Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ВАН ТИНСЯН, Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань (14741544), китайский философ-неоконфуцианец, государственный деятель, писатель и поэт, теоретик литературы и музыки, ученый, занимавшийся естественными науками, главным образом астрономией. Родился 4 декабря 1474 в Ифэне (совр. Ланькао, провинция Хэнань) в семье мелкого землевладельца. В 1502 получил высшую ученую степень цзиньши и в статусе «многообещающего мужа» (шуцзиши) был оставлен в штате академии Ханьлинь. Военный министр (15301533) и глава цензората (15331541), в 1541 отстранен от должности и лишен всех чинов. Умер 23 сентября 1544. В 1567 посмертно реабилитирован. Главные философские произведения Ван Тинсяна Шэнь янь (Осмотрительные слова), 13 цзюаней («свитков»), Я шy (Переложения классики), 2 цзюаня, и другие входят в состав двух собраний сочинений: Ван-ши цзя цзан цзи (Собрание [сочинений] из домашнего книгохранилища господина Вана) и Ван Цзюньчуань со чжу шу (Произведения, созданные Ван Тинсяном). Оставаясь в рамках неоконфуцианства, Ван Тинсян выступал против обоих его главных направлений: официального Чэн [братьев] Чжу [Си] школы и неофициального Лу [Цзююаня] Ван [Янмина] школы. В онтологических взглядах следовал за Чжан Цзаем (11 в.) и предшествовал Ван Чуаньшаню (17 в.). Универсальной мировой субстанцией считал «изначальную пневму» (юань ци1), существовавшую «до рождения Неба (нянь) и Земли (ди)», являющуюся «наивысшей вещью (у3)», корнем и телесным субстратом (ти, см. ТИ ЮН) «принципов» (ли1) и дао, содержащую в себе «семена» (чжун) всех объектов. «Великий предел» (тай цзи), бывший у чжусианцев интегратором всех «принципов», Ван Тинсян определял как первозданное аморфное состояние материальной, «реально наличествующей» (ши ю) и чувственно воспринимаемой «пневмы» (ци1). «Изначальная пневма» вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по Ван Тинсяну, тождественна «Великому пределу» и в гносеологическом смысле как пределу познания. Помимо «изначальной пневмы» Ван Тинсян выделял производную от нее «пневму порождения» (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в котором воплощаются «формы» (син2) и «принципы» и полностью актуализируется дао. В отличие от ортодоксальных конфуцианцев, утверждавших вечность «принципов» в общественной жизни, Ван Тинсян признавал их изменчивость во времени. « [Индивидуальная] природа» (син1) человека, по Ван Тинсяну, неотделима от «пневмы» и формируется осознанным жизненным опытом. Доброта «[индивидуальной] природы» изначально присуща только «совершенномудрым» (шэн1), простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты противостоит ортодоксальным для конфуцианства положениям учения Мэн-цзы (Мэн Кэ, 43 вв. до н.э.) и сближает взгляды Ван Тинсяна с концепцией Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 43 вв. до н.э.). Исходя из эмпирической обусловленности знания, Ван Тинсян критиковал возвеличивание его априорных форм типа «благосмыслия» (лян чжи). С позиций реализма и практицизма Ван Тинсян выступал против теологических тенденций Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), «нумерологии» (сян шу чжи сюэ) Шао Юна и квиетизма Чжоу Дуньи (11 в.). (23.16 Кб)
|
|