Вывести на печать

ДЭ. «Благодать», «добродетель», («качество», «дарование», «достоинство», «достояние», «доблесть», «моральная сила», «закономерность»). Манифестация дао – одна из фундаментальных категорий китайской философии. Иногда отождествлялась с кармой, mana и virtus. Использовалась для передачи буддийского понятия «гуна». В самом общем смысле обозначает осн. качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, то есть индивидуальную «благодать», поэтому часто определяется посредством омонима «дэ2» – «достижение». Поскольку специфику человека китайские мыслители конфуцианского толка обычно усматривали в способности придерживаться «должной справедливости» (и1) и «благопристойности/этикета/ритуала» (ли2), его дэ в основном понималось как «добродетель», хотя могло означать, подобно греческому arete, чисто телесные достоинства. Будучи индивидуальным качеством, дэ относительно (в отличие от всеобщего и потому абсолютного дао), поэтому «благодать» для одних может негативно оцениваться другими. Дэ – собирательный образ всего множества разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом, поэтому гармонизирующая их универсальная «благодать» часто выделяется посредством специальных эпитетов: «предельная», «великая», «таинственная», «сиятельная» (чжи5, да2, сюань, мин3) и т.п. То, что для конкретного индивида является его «частной», или «отдельной благодатью» (сы, ли дэ), например, незаконное обогащение, с точки зрения «общей благодати» (тун дэ) оценивается как «нечестивая», «темная», «развратная» или «плохая благодать» (сюн, хунь, цзянь, э дэ). Как «внутреннее», органичное и естественное качество дэ составляет основную оппозицию с «внешней» физической силой, насилием (ли4), наказаниями (син4) и законом (фа1) (Лунь юй, Дао дэ цзин, Гуань-цзы, Чжуан-цзы, Хань Фэй-цзы). Сочетание «у дэ» – «пять благодатей» со времен Цзоу Яня (3 в. до н.э.) синонимично «у син1» – «пяти элементам».

В Лунь юе «благодать» изреченна, более того – родит дар слова, состоит в «верности» (чжун2), «благонадежности» (синь2) и «должной справедливости», противостоит прельщающей внешности (цветовому образу – сэ) и почвенной закоренелости (ту). «Благодатью» следует отвечать на «благодать», а не на вражду, что соответствует мысли Ши цзина: «Нет безответной благодати». Во взаимоотношениях же между разными дэ благодать «благородного мужа» (цзюнь цзы) доминирует над благодатью «ничтожного человека» (сяо жэнь), как ветер – над травой. Идеальна гармония между дэ правителя и подданных, выражаемая главным тезисом Да сюэ об общественном благоустройстве как «высветлении светлой благодати в Поднебесной», которое предполагает предварительное духовное и телесное самосовершенствование личности.

В Чжуан-цзы предельное всемогущество дао проявляется в естественном детерминизме «благодати»: «Знать, что тут ничего не поделаешь, и спокойно принимать это как предопределение есть предел (чжи5) благодати». Дэ «проникает (тун2) в небо и землю», подразделяется на восемь разновидностей: левое и правое, нравственную норму и «должную справедливость», долю и различение, соперничество и борьбу. Три благодати конкретной личности – высокорослость, дородство, красота, а «предельная благодать сердца – бесстрастие.

Восходящие к Лунь юю и Чжуан-цзы соответственно конфуцианской и даосской трактовки дэ развивались в русле эволюции концепций дао.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
25/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!