Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
ДА СЮЭ. Название допускает троякое истолкование: 1) «Великое учение» учение о высокодостойной, совершенной личности; 2) «Высочайшая наука» учение для высокопоставленных лиц, наука социально-политического управления; 3) «Высшее образование» мировоззренческие наставления для взрослых людей. Самое краткое (1755 иероглифов) произведение из числа главных конфуцианских канонов. Создано в 53 вв. до н.э. Первоначально являлось одной из глав 42/39 трактата Ли цзи. Его самостоятельность впервые была обоснована Сыма Гуаном (11 в.). Сунские неоконфуцианцы Чэн Хао (11 в.), Чэн И (11 начало 12 в.) и главным образом Чжу Си (12 в.) утвердили Да сюэ в качестве самостоятельного трактата (первого в Четверокнижии Сы шу), интерпретировав его и подвергнув текстологической обработке. Текст был перекомпонован и ценностно структурирован: выделены каноническая (цзин1) и комментирующая (чжуань) части, разбивавшиеся на иерархизированные параграфы. Автором идей канонической части был объявлен сам Конфуций (65 вв. до н.э.), а лицом, записавшим их, его ученик Цзэн-цзы, идеи комментирующей части были приписаны Цзэн-цзы, их запись его ученикам. Ван Янмин (конец 15 16 в.) отверг официально признанную чжусианскую версию, провозгласив аутентичность древнего оригинала Да сюэ, что положило начало конкуренции двух основных вариантов текста и трактовок Да сюэ как в неоконфуцианстве, так и в современной науке. Кроме указанных, авторами Да сюэ могли быть: Цзы Сы (5 в. до н.э.) согласно Го Можо (18921978); ученики Сюнь-цзы (Сюнь Цин, 43 вв. до н.э.) Ван Бо (11971274); ученик Мэн-цзы (Мэн Кэ, 43 вв. до н.э.) Юэчжэн Кэ согласно Фэн Юланю (18951990). Проблематика трактата носит преимущественно этический и социально-политический, отчасти антропологический (в широком смысле) и гносеологический характер. В канонической Части изложены «три устоя» (сань ган-лин) и «восемь основоположений» (ба тяо-му), которые в комментирующей части разъясняются и иллюстрируются в осн. цитатами из Шу цзина и Ши цзина. «Три устоя» суть «высветление светлой благодати» (мин мин дэ), «породнение с народом» (цинь минь, в интерпретации Чжу Си «обновление народа», синь минь) и «остановка но совершенном добре» (чжи юй чжи шань); «восемь основоположений» «выверение (классификация, познание) вещей» (гэ у), «доведение знания до конца (до реализации)» (чжи чжи), «обретение искренности помыслов (мысли и воли)» (чэн и), «исправление сердца [как средоточия всех психических функций]» (чжэн синь, см. СИНЬ1), «усовершенствование [собственной] личности» (сю шэнь), «выравнивание семьи» (ци цзя), «приведение в порядок государства» (чжи го), «уравновешение Поднебесной» (пин Тянь-ся). В основе философии Да сюэ лежит представление об имманентной добродетельности (дэ1) человеческой природы, которая должна быть выявлена: правителями в виде «гуманности» (жэнь2), подданными в виде соблюдения «должной справедливости» (и1). «Благодать/добродетель», «гуманность» и «должная справедливость» противопоставляются «пользе/выгоде» (ли3) и богатству (цай) в духе конфуцианского антимеркантилизма. В Да сюэ, как и в Лунь юе, выражено «золотое правило» морали, закрепленное категорией «взаимность» (шу3). Его следствие: «добродетели» правителя и народа должны находиться в гармонии. Не «высветляющий благодать», т.е. не проявляющий добродетели, правитель утрачивает свои права на власть. Не имеет фатального характера и «предопределение/судьба» (мин1). Деятельность органов чувств зависит от деятельности «сердца» (синь1) центральной психической инстанции. В интерпретации Да сюэ у Чжу Си приоритет отдавался объективной сфере «выверения вещей», а в трактовке Ван Янмина субъективной сфере «совершенствования [собственной] личности».
|
|