Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
СУНЬ-ЦЗЫ. «[Трактат] Учителя Суня», Сунь-цзы бин фа Сунь-цзы о военном искусстве (Законы войны Учителя Суня), древнейший в мире трактат по военной теории из 13 глав (пянь), основополагающий текст «школы военной философии» (бин-цзя), главный в ее каноническом Семикнижии (У цзин ци шу). Традиционно приписывается военачальнику и стратегу 65 в. до н.э. Сунь-цзы, чьим именем озаглавлен, и соответственно датируется концом 6 началом 5 в. до н.э. (514495, возможно, 510). Найденный в 1972 в захоронении начала эпохи Хань (206 до н.э. 8 н.э.) новый расширенный вариант Сунь-цзы дает основания датировать его создание 2-й половиной 5 в до н.э. (453403). Современный канонический текст был сформирован на рубеже 23 в. н.э., базовым является его официальное издание 11 в. со сводным комментарием 10 авторов 211 вв., связанное с введением военного Семикнижия в систему государственных экзаменов. Имеются современные переводы на русский, английский, немецкий, французский, чешский, японский, вьетнамский и другие языки. Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов. Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой как «путь обмана», обобщен в 5 принципах: «пути» (единодушия народа и верхов), «неба» (соответствия времени), «земли» (соответствия месту), «полководца» (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью синь и гуманностью жэнь), «закона» (организованности и дисциплинированности). Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 «расчетов» (стратагем): наличия у правителя дао, наличия у полководца способностей, постижения особенностей неба и земли, осуществимости законов и приказов, силы войска, обученности командиров и солдат, ясности наград и наказаний.В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры.
|
|