|
|
ХИМИИ ИСТОРИЯ.
В статье прослеживается развитие химии от самых ее истоков, с тех времен, когда человек учился добывать и поддерживать огонь и выплавлять с его помощью металлы из руд, далее через эпоху античности и Средние века до нашего времени периода торжества химической науки и технологии.
ИСТОКИ ХИМИИ
Химия древности.
Химия, наука о составе веществ и их превращениях, начинается с открытия человеком способности огня изменять природные материалы. По-видимому, люди умели выплавлять медь и бронзу, обжигать глиняные изделия, получать стекло еще за 4000 лет до н.э. К 7 в. до н.э. Египет и Месопотамия стали центрами производства красителей; там же получали в чистом виде золото, серебро и другие металлы. Примерно с 1500 до 350 до н.э. для производства красителей использовали перегонку, а металлы выплавляли из руд, смешивая их с древесным углем и продувая через горящую смесь воздух. Самим процедурам превращения природных материалов придавали мистический смысл.
Греческая натурфилософия.
Эти мифологические идеи проникли в Грецию через Фалеса Милетского (ок. 625 ок. 547 до н.э.), который возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии воде. Однако греческих философов интересовали не способы получения веществ и их практическое использование, а главным образом суть происходящих в мире процессов. Так, древнегреческий философ Анаксимен (585525 до н.э.) утверждал, что первооснова Вселенной воздух: при разрежении воздух превращается в огонь, а по мере сгущения становится водой, затем землей и, наконец, камнем. Гераклит Эфесский (конец 6 начало 5 вв. до н.э.) пытался объяснить явления природы, постулируя в качестве первого элемента огонь.
Четыре первоэлемента.
Эти представления были объединены в натурфилософии Эмпедокла из Агригента (490430 до н.э.) создателя теории четырех начал мироздания. В различных вариантах его теория властвовала над умами людей более двух тысячелетий. Согласно Эмпедоклу, все материальные объекты образуются при соединении вечных и неизменных элементов-стихий воды, воздуха, земли и огня под действием космических сил любви (притяжения) и ненависти (отталкивания). Теорию элементов Эмпедокла приняли и развили сначала Платон (427347 до н.э.), уточнивший, что нематериальные силы добра и зла могут превращать эти элементы один в другой, а затем Аристотель (384322 до н.э.).
Согласно Аристотелю, элементы-стихии это не материальные субстанции, а носители определенных качеств тепла, холода, сухости и влажности. Этот взгляд трансформировался в идею четырех «соков» Галена (129 200 н.э.) и господствовал в науке вплоть до 17 в. Другим важным вопросом, занимавшим греческих натурфилософов, был вопрос о делимости материи. Родоначальниками концепции, получившей впоследствии название «атомистической», были Левкипп (ок. 500440 до н.э.), его ученик Демокрит (ок. 470360 до н.э.) и Эпикур (ок. 342270 до н.э.). Согласно их учению, существуют только пустота и атомы неделимые материальные элементы, вечные, неразрушимые, непроницаемые, различающиеся формой, положением в пустоте и величиной; из их «вихря» образуются все тела. Атомистическая теория оставалась непопулярной в течение двух тысячелетий после Демокрита, но не исчезла полностью. Одним из ее приверженцев стал древнегреческий поэт Тит Лукреций Кар (9555 до н.э.), изложивший взгляды Демокрита и Эпикура в поэме О природе вещей (De Rerum Natura).
дальше
|
|
|
|