Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Демография. Рост населения Албании в прошлом сдерживался из-за болезней, голода, войн, миграций и феодальных распрей, но с 1920-х годов он резко усилился. В 1945 в стране проживал 1115 тыс. человек, в 1960 1626 тыс., а в 1995 3410 тыс. Естественный прирост в период с 1975 по 1987 составлял 2,2% в год. Этот рекордно высокий показатель для всей Европы результат снижения смертности, особенно детской, тогда как рождаемость оставалась довольно высокой. Ожидаемая продолжительность жизни оценивалась в 68 лет для мужчин и 74 года для женщин. По данным 1995, численность населения страны достигла 3410 тыс. человек. Албанцы живут и в других странах. Крупные албанские общины имеются в центральной Греции (включая Афины), на п-ове Пелопоннес и островах Эгейского моря. Большая албанская диаспора находится в Италии на юге Апеннинского п-ова и в западной Сицилии, а небольшие общины в США, Турции, Египте и на Украине. В настоящее время эти этнические группы сильно ассимилированы местным населением. Впрочем, несколько тысяч албанцев (т.н. чамов) в северо-западной Греции сохранили свой язык и культуру. До недавних пор на юго-западе Югославии компактно проживала большая группа албанцев-косоваров (до 1,8 млн. человек) преимущественно в бывшей автономной области Косово (еще ранее автономный край Косово и Метохия, сокращенно Космет). Косовары стали объектом этнической дискриминации в Югославии, поскольку в 1989 националистическое правительство Сербии упразднило эту автономию. В конце 1990-х годов «этнические чистки» в Косово привели к открытому вооруженному конфликту, в ходе которого поток албанских беженцев хлынул за границу, преимущественно в Албанию. Миграции и урбанизация. Индустриализация, проводившаяся коммунистами, сопровождалась перемещением населения из горных деревень на прибрежную равнину и в предгорья. После 1945 индустриализация во многом стимулировала рост городов, которые традиционно функционировали как торговые и административно-распределительные центры. В 1930 в городах с числом жителей более 5000 проживало всего 14,5% населения. В 1950 этот показатель вырос до 20%, а в 1985 до 34%. В столице страны Тиране в 1938 проживало 25 тыс. человек, в 1950 80 тыс., в 1989 238 тыс., а в середине 1990-х годов 244 тыс. В Дурресе насчитывалось 83 тыс. жителей, в Эльбасане 81 тыс., Шкодере 80 тыс. и Влёре 72 тыс. Язык. Албанский язык принадлежит к индоевропейской семье языков. Он использует латинский алфавит, но не имеет отношения ни к одной из крупных европейских лингвистических групп. Первые образцы албанской письменности восходят к 15 в. Захват Албании Османской империей снизил значение албанского языка, поскольку основными языками в культуре и политике были греческий и турецкий. В конце 19 в. албанский язык вновь стал играть большую роль в жизни страны. Различия гегского и тоскского диалектов, основывавшихся на древнем иллирийском языке, частично нивелировались благодаря введению в 1908 системы двойного алфавита. Однако единая письменная норма так и не была выработана. В основу официального языка Албании положен тоскский диалект.Оба диалекта заимствовали много слов из языков соседних стран, в том числе из греческого, сербского, македонского, турецкого и итальянского. Однако по мере роста албанского национализма некоторые иностранные слова были устранены, а другие приближены к албанскому произношению. Религия. Поскольку при коммунистическом правительстве информация о вероисповеданиях не публиковалась, для периода после 1945 на этот счет существуют лишь приблизительные оценки. В 1945 мусульманство исповедовало 70% населения, православие 20% (преимущественно тоски, жившие близ границы с Грецией, на южном побережье и в городах) и католичество 10% (геги, проживавшие в районе Шкодера). В 1967, спустя 20 лет после начавшегося преследования религии на государственном уровне, число католиков сократилось до 7% и составляло ок. 130 тыс., но к 1994 оно достигло 485 тыс. Мусульмане разделились на консервативных суннитов, придерживавшихся традиционного ислама, и более умеренных бекташей, склонных к пантеистическим воззрениям, которых насчитывалось ок. 120 тыс. Мировой центр дервишского ордена бекташей находился в Албании, его влияние более всего ощущалось в районах вокруг Берата и Эльбасана, а также на юге страны. В 1967 албанское правительство закрыло все остававшиеся мечети и церкви, но в 1990 разрешило открыть некоторые из них. С начала 1990-х годов религиозная жизнь в Албании стала активно возрождаться. (37.32 Кб) |
|