Вывести на печать

Региональные органы власти и местное самоуправление. Будучи субъектами государственной власти, штаты обладают значительными властными полномочиями. Австралийцам в значительной мере свойственна самоидентификация по штатам, что обусловлено, во-первых, особенностями социальной географии (60% населения проживает в пяти крупнейших мегаполисных зонах, где располагаются правительства штатов) и, во-вторых, политическим влиянием СМИ штатов (хотя национальные сети несколько ослабляют влияние местных центров прессы).

Функции, которые в большинстве западных стран обычно находятся в ведении центральных или местных властей низового уровня, в Австралии делегированы властям штатов. Под эгидой правительства штата функционируют государственные школы, медицинские учреждения, органы социального обеспечения, полиция, осуществляются программы экономического развития, городского планирования и жилищного строительства, правовой надзор за трудовыми отношениями, в ведении властей штатов находятся дороги, порты, различные агрохозяйственные структуры, порядок выдачи промышленных субсидий, обеспечение электроэнергией и газом (в большинстве штатов) и другие службы.

Как правило, в разных штатах у власти находятся различные партии, причем политические пристрастия разных регионов объясняются отчасти различиями в социальной и демографической структуре, а отчасти историческими факторами и особенностями политической жизни. По состоянию на конец 1998, к примеру, либеральная партия доминирует как в коалиционном национальном правительстве, так и в правительствах трех штатов. В то же время лейбористская партия, на федеральном уровне находящаяся в оппозиции, является правящей в трех других штатах.

Все штаты еще с середины 19 в. имеют собственную конституцию, в каждом штате есть свой парламент, избираемый на три или четыре года. В пяти штатах парламент является двухпалатным, а состав правительства утверждается нижней палатой. Один штат, Квинсленд, в 1922 лишил свой парламент высшей палаты. Парламенты обеих территорий являются однопалатными.

Многие особенности федеральной системы власти, в частности доминирующая роль исполнительной ветви, влияние государственной бюрократии, известная слабость нижней палаты парламента и политическая значимость верхней палаты (в зависимости от сложившегося баланса партийных сил), характерны также и для системы управления штатов. Премьер (его роль аналогична федеральному премьер-министру) и его кабинет являются ядром правительства, губернатор же имеет статус формального представителя монархии.

Две территории, почти на всем протяжении своей истории находившиеся в прямой зависимости от центрального правительства, в последние десятилетия получили значительную долю самостоятельности, так что теперь они практически повысили свой статус до уровня штатов. Правительство Северной территории многие годы контролируется аграрной либеральной партией, чьи попытки добиться для нее статуса штата потерпели неудачу в ходе референдума, состоявшегося там в октябре 1998. На Австралийской столичной территории находятся учреждения местной администрации и федеральной власти, и система пропорционального представительства весьма причудливо проявляется в составе территориальной ассамблеи. В местной администрации доминирует либеральная партия меньшинства, которую поддерживают независимые члены ассамблеи.

За исключением малонаселенных регионов, не входящих в административно-территориальную систему, Австралия поделена на множество округов местного самоуправления. Низовые органы власти обладают внешними чертами суверенных политических анклавов, имея выборные законодательные органы (советы), члены которых избирают из своего состава мэра (хотя в ряде округов мэр избирается на всеобщих выборах). Местные органы власти в целом контролируют лишь 5% государственных расходов и являются куда менее полномочными, чем в других западных демократиях. Компетенция местных органов власти, как правило, распространяется на сферу социальных услуг и государственной недвижимости (вывоз мусора, ремонт местной дорожной сети, уличное освещение, работа санитарных служб, эксплуатация парковых зон и земельных участков и т.п.), хотя в ряде штатов в их функцию входят также вопросы водоснабжения, канализации, энергообеспечения, работы предприятий общественного досуга и проблемы социального обеспечения.

Избирательная система. Австралийцы напрямую выбирают членов обеих палат федерального парламента и парламентов штатов/территорий (за исключением однопалатного парламента Квинсленда и двух территорий) и членов местного совета. При этом выборы в представительные органы власти разного уровня проводятся по различным принципам.

В 19 в. Австралия стала первой страной, где взрослым гражданам было предоставлено всеобщее избирательное право (впрочем, до недавнего времени имущественный ценз сохранялся при выборах в верхние палаты парламентов в ряде штатов и при выборах в некоторые органы местного самоуправления). Кроме того, в австралийских колониях впервые в мировой истории использовались заранее отпечатанные бюллетени для тайного голосования. В настоящее время избирательным правом обладают граждане, достигшие 18 лет. За исключением выборов в большинство местных советов, регистрация избирателей и участие в выборах носит обязательный характер. Неучастие в выборах без уважительной причины (например, по болезни) наказывается штрафом. Так что 95%-я явка избирателей при выборах в федеральный парламент и парламенты штатов является в Австралии нормой.

Границы избирательных округов обычно определяются независимыми комиссарами, что пресекает имевшую ранее практику так называемого «джерримендеринга» – неравномерного распределения населения по избирательным округам с целью подтасовки результатов выборов. Однако до недавних пор имело место непропорциональное представительство, обусловленное преимуществами избирателей сельских районов. Реформы последних десятилетий привели к тому, что ныне лишь в Западной Австралии до сих пор сохраняется система преимуществ для сельских избирателей, которые, по сравнению с горожанами, имеют большую норму представительства. В нижней палате федерального парламента с превалированием сельских депутатов было полностью покончено в 1984.

Наиболее распространенная избирательная система, применяемая при выборах в палату представителей и во все нижние палаты парламентов штатов, кроме Тасмании, основана на принципе преференциального (рейтингового) голосования в одномандатных округах. При рейтинговом голосовании избиратели расставляют кандидатов в избирательном списке в порядке предпочтения. Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства первых мест в рейтинге, то кандидат с наименьшим рейтингом исключается из списка, а полученные им голоса перераспределяются в соответствии с рейтингом кандидата, занявшего второе место в списке. Процесс исключения кандидатов и перераспределения голосов продолжается до тех пор, пока кто-то из оставшихся в списке кандидатов не набирает абсолютное большинство голосов. При существующей системе голосования, когда в бюллетене составляется список кандидатов в порядке предпочтения, партии рассылают своим избирателям специальные инструкции с рекомендуемым рейтингом кандидатов.

Хотя лишь крупнейшие партии имеют возможность получить место в парламенте, преференциальная система голосования в одномандатных округах дает шанс для победы и мелким партиям. В обмен на предвыборную поддержку кандидатов крупных партий мелкие партии могут получить от больших партий некоторые политические дивиденды. Преференциальная система позволяет также партийным коалициям поддерживать в том или ином округе конкретных кандидатов без ущерба для альянса.

При выборах в сенат, хотя и применяется аналогичная преференциальная система, избирательная процедура носит более сложный характер, потому что от каждого штата избираются шесть членов (или 12 – при всеобщих досрочных выборах). Кандидаты считаются избранными, если получают необходимую квоту голосов, составляющую 1/7 (1/13 при всеобщих досрочных выборах) от списочного числа избирателей плюс один голос. Кандидаты, набравшие больше необходимой квоты, получают «избыток» голосов, который перераспределяется в пользу других кандидатов, занявших в рейтинге соответственно второе, третье и т.д. места. Таким образом, при последовательном исключении из списка кандидатов, заручившихся наименьшим количеством голосов, и при перераспределении их голосов среди других кандидатов в соответствии с занимаемыми ими местами в рейтинге определяется необходимое число победивших кандидатов. Поскольку кандидаты занесены в избирательные бюллетени по партийным спискам и большинство избирателей следуют предвыборным рекомендациям своих партий (эта практика в настоящее время узаконена правом простого подтверждения избирателями рекомендуемого той или иной партией рейтинга кандидатов), выборы практически приносят пропорциональное представительство. Данную систему, впрочем, с большим основанием можно назвать многомандатно-преференциальной.

Возникающие время от времени вакансии (после смерти или отставки парламентариев) заполняются в каждой из двух палат федерального парламента по-разному. В палате представителей в этом случае проводятся довыборы. В сенате замена сенаторов производится на совместном заседании палат парламента соответствующего штата. В 1977 была принята поправка к конституции, требующая, чтобы во избежание дисбаланса партийного представительства в сенате новый кандидат в сенаторы выдвигался от той же партии. Данное положение узаконило старое правило, которое, впрочем, в 1975 дважды нарушалось нелейбористскими администрациями штатов, пытавшимися сместить федеральное лейбористское правительство и спровоцировать «конституционный кризис».

назад   дальше



АВСТРАЛИЯ
ПРИРОДА
СТРОЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ
Геологическая история
Природные районы
Западное плато
Горы Восточной Австралии
Центральные низменности
ВОДЫ
Реки
Озера
Подземные воды
КЛИМАТ
Циркуляция атмосферы
Осадки
Температуры
ПОЧВЫ
ФЛОРА
Экология
1. Среднее годовое количество осадков менее 125 мм
2. Среднее годовое количество осадков 125–250 мм
3. Среднее годовое количество осадков 250–500 мм
4. Среднее годовое количество осадков 500–750 мм
5. Среднее годовое количество осадков 750–1250 мм
6. Среднее годовое количество осадков свыше 1250 мм
Флористический анализ
Антарктический элемент
Индо-меланезийский элемент
Австралийский элемент
ФАУНА
Млекопитающие
Птицы
Рептилии
Амфибии
Рыбы
Беспозвоночные
НАРОД И ОБЩЕСТВО
Население
Коренные жители
Иммиграция
Религиозный состав
Городские территории
Общественные отношения
Социальное обеспечение
Здравоохранение
Общественные и профессиональные организации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Конституционные основы государственного устройства
Исполнительная власть
Законодательная власть
Взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти
Судебная власть
Споры о республике
Региональные органы власти и местное самоуправление
Избирательная система
Партийная система
Избиратели
Либеральная партия
Австралийская лейбористская партия (АЛП)
Национальная партия
Австралийские демократы
Единая нация
Внешняя политика
Оборона
ЭКОНОМИКА
Экономическая история
Современное экономическое положение
Самодеятельное население
Энергетика
Транспорт
Морские перевозки
Железные дороги
Автомобильные дороги
Воздушный транспорт
Сельское хозяйство
Овцеводство
Мясное животноводство
Молочное животноводство
Прочие отрасли животноводства
Растениеводство
Обрабатывающая промышленность
Горнодобывающая промышленность
Лесное хозяйство
Рыбное хозяйство
Туризм
Внешняя торговля
Денежное обращение и банковское дело
Государственные финансы
Система налогообложения
Распределение налоговых поступлений
КУЛЬТУРА
Образование
Попечительство и финансирование искусства
Фестивали искусств
Литература
Поэзия
Романы
Новеллы
Драматургия
Исполнительское искусство
Театр
Опера
Балет и хореография
Кинематография
Классическая музыка
Поп-музыка
Изобразительное искусство
Архитектура
Музеи и библиотеки
Наука
Издательская деятельность
Радиовещание
Спорт
Праздники и обычаи
ИСТОРИЯ
Ранние исследования
Заселение Нового Южного Уэльса
Администрация Нового Южного Уэльса
Дальнейшие исследования
Золотая лихорадка 1850-х годов
Развитие демократии
Землепользование
Рабочее движение
Протекционизм
Создание Австралийского Союза
Первые годы существования союза
Внешняя политика и оборона
Развитие экономики
Иммиграционная политика
Первая мировая война
Межвоенный период
Лейбористское правительство
Международные отношения
Вторая мировая война
Послевоенный период
1950–1960-е годы
1970-е годы
1980-е годы
1990-е годы
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
19/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!