|
|
ДЕТСТВО,
период от рождения до 1112 лет, в течение которого ребенок не только растет и развивается физически, но и формируется его характер. Само существование детей в этот период зависит от родителей или взрослых, выполняющих роль родителей, и опыт этой зависимой жизни формирует наши чувства по отношению ко всему, с чем мы сталкиваемся в дальнейшем. По мере того как уточняются представления о роли детского опыта, возрастает и наше желание узнать как можно больше о тех событиях и чувствах, которые определяют детство.
Данная статья включает обсуждение таких тем, как история детства, воспитание детей, мышление ребенка и игры детей. См. также ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ;
БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ;
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ;
ДЕТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.
ИСТОРИЯ ДЕТСТВА
Подобно детям, о которых здесь идет речь, исследования истории детства прошли несколько этапов развития. Хотя они развились наиболее полно в Западной Европе и Северной Америке, история детства поистине поле международного изучения, ибо детство имеет свою историю даже в тех странах, где ею ранее практически не занимались.
Первые исследования.
Первой работой, благодаря которой оформилось само понятие истории детства, стала появившаяся в 1960 книга Ф.Арьеса Ребенок и семейная жизнь при старом порядке (L'Enfant et la vie familiale sous l'ancien rgime). Главная мысль этой книги, одного из первых современных исследований истории детства, заключается в том, что жизненный опыт детей неодинаков в разных странах и в разные века. Арьес считает, что до Нового времени детство не воспринималось как этап развития, уникальный по своим психологическим и эмоциональным потребностям. В то же время он одобряет некоторые черты традиционной ориентации на семью, при которой растущее значение общественных заведений, например школы, оценивалось в лучшем случае как помеха и в худшем случае как вред. Напротив, Л. де Мос, еще один из первых исследователей истории детства, считал, что «чем дальше в глубь истории, тем меньше заботы о детях и больше шансов у детей быть убитыми и брошенными или подвергнуться избиениям, запугиванию и надругательству». По мере того как историками все глубже постигается положение детей в традиционных обществах, они все более отвергают взгляды Арьеса и де Моса, однако непреходящее значение этих ученых заключается в том, что они очертили данную область науки и стимулировали последующие исторические исследования детства.
Античность.
Центральный компонент понятия детства как социального института составляют представления о том, как следует воспитывать детей. Если такие представления существуют, значит, существует и понятие «детство». Законы о воспитании детей приписывают основателю Рима Ромулу и основателю Спарты Ликургу. В своих произведениях Платон и Аристотель уделяли много внимания детям. Греки выделяли пять этапов детства: младенчество, от рождения до приблизительно двух лет; ранний дошкольный возраст, от двух до трех лет или немного позже, когда ребенок начинает отделять себя от матери и становится физически активным; поздний дошкольный возраст, от трех до семи лет, когда дети становятся активнее и все больше вовлекаются в социальные группы; школьный возраст, от семи-восьми лет до полового созревания; и юность, возраст между половым созреванием и зрелостью (этап, приложимый в Древней Греции только к мальчикам, поскольку девочек рано выдавали замуж). Важной особенностью воспитания мальчиков в Древней Греции (на Крите и в Спарте это относилось и к девочкам) были соревнования и спортивные игры. Олимпийские игры в древности включали соревнования юных атлетов из разных областей Греции. За исключением Спарты (а ранее Крита минойско-микенской эпохи), где статус женщин был по меньшей мере равен статусу мужчин, девушки мало участвовали в общественной жизни за пределами семьи.
дальше
|
|
|
|