Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Образование. Проводниками образования до середины 19 в. оставались христианские монастыри. Просвещению народа и развитию культуры в значительной степени способствовали создание армянских школ в Османской империи армянскими католическими монахами из ордена мхитаристов (учрежден в 1717 в Венеции Мхитаром, выходцем из Себастии, Турция) и деятельность американских миссионеров-конгрегационалистов в 1830-х годах. Кроме того, организации армянских школ в местах компактного проживания армян помогала армянская церковь, а также многие армяне, получившие образование в университетах Западной Европы и США. Многочисленные представители армянского народа в 1920 вв. получали образование в России, особенно после создания Иоакимом Лазаряном в 1815 в Москве армянского училища, преобразованного в 1827 в Лазаревский Институт восточных языков. Из его стен вышли многие выдающиеся армянские поэты и писатели, а также известный русский военный и государственный деятель, министр внутренних дел в 18801881 граф М.Лорис-Меликов. Знаменитый художник-маринист И.К.Айвазовский получил образование в Петербургской академии художеств. Большую роль в культурной жизни армян Российской империи сыграли также Нерсесьянская школа в Тифлисе (Тбилиси), основанная в 1824, школы в Ереване (1830-е годы), в Эчмиадзине, а также «школы для девиц» в Ереване, Тифлисе и Александрополе (ныне Гюмри). Следует упомянуть также армянские школы в Венеции и Константинополе. В советский период в Армении была создана разветвленная система образования. В настоящее время, помимо многочисленных начальных и средних школ, функционируют Ереванский государственный университет, Государственный инженерный университет, Институт народного хозяйства, Сельскохозяйственная академия, Институт иностранных языков, Медицинская академия. Наиболее многообещающим начинанием со времени обретения независимости в 1991 было основание в Ереване Американского университета Армении при поддержке Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.В Ереване открыт Российско-Армянский университет. Ведущий научный центр Академия наук Армении с разветвленной сетью научно-исследовательских институтов. Всемирно известна Бюраканская астрофизическая обсерватория. Литература и искусство. Со времени принятия христианства армяне создали значительные литературные памятники, прежде всего в историческом жанре (Мовсес Хоренаи, Езник Кохбаци, родоначальник самобытной армянской литературы Корюн; они же перевели на армянский язык основные религиозные и богословские произведения). В раннем Средневековье творил Григор Магистр, создававший философские и богословские Письма, а также сделавший перевод на армянский язык Геометрии Евклида. Ваграм Рабуни (13 в.), Овнан Воротнеци (13151386) и Григор Татеваци (13461408) в своих трудах интерпретировали сочинения Платона, Аристотеля, Порфирия и Филона Александрийского. В начале 16 в. формируется т.н. «грекофильская школа» в Армении, внесшая большой вклад в философию. Самые известные представители этой школы Езник Кохбаи и Давид Анахт («Непобедимый»). Последний написал трактат Определения философии и комментарии к трудам Платона, Аристотеля и Порфирия.Исторические труды создавали Иоаннес Драсханакертци (910 вв.), автор Истории Армении, Товма Арцруни (9601030), Стефанос Орбельян (13 в.) и другие историки. В области математики, географии и других естественных наук большой вклад внес Анания Ширакаци (7 в.), труды которого были широко известны в стране. В 89 вв. возник национальный эпос Сасунци Давит (Давид Сасунский), изображающий борьбу армянского народа за освобождение. Высокую степень развития лирической, нравоучительной и философской поэзии раннего периода мы видим в творчестве Григора Нарекаци (9451003), Нерсеса Шнорали («Благодатного») (11021172), Константина Ерзынкаци (13 в.), Иоаннеса Тлкуранци (ум. в 1213), Фрика (1314 вв.) и др. В 13 в. творили крупные армянские баснописцы Мхитар Гош и Вартан Айгекци.Театральное искусство возникло в Армении очень давно. Известно, что армянский царь Тигран II Великий (1 в. до н.э.) построил в столице Тигранакерте амфитеатр (сохранились развалины), где приглашенные им греческие артисты ставили греческие трагедии и комедии. По свидетельству Плутарха, армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате второй столице Армении (1 в. н.э.). Там показывали также Вакханок Еврипида. В дальнейшем, после принятия христианства, существовали лишь бродячие труппы артистов с развлекательными или сатирическими программами.Об активной духовной жизни армян в 910 вв. свидетельствует движение павликиан, проповедовавших возврат к первоначальным установкам и нравственным ценностям христианства; они отвергали церковную иерархию и церковное землевладение. Более радикальным было еретическое движение тондракийцев (название происходит от села Тондрак, где оно зародилось). Они не признавали бессмертие души, отрицали загробную жизнь, церковную литургию, церковное право на землю, проповедовали равноправие мужчин и женщин, а также правовое и имущественное равенство. Это движение вскоре проникло в Византию, но было насильственно подавлено. В средневековой Армении были развиты архитектура и церковная музыка. Книги часто иллюстрировались миниатюрными рисунками, которые сами по себе имели большую художественную ценность.В 19 в. литература и искусство Армении развивались новыми путями, испытывая влияние русской западноевропейской культуры. В это время появляются исторические повествования (авторы Микаэл Чамчьян, Гевонд Алишан, Николай Адонц, Лео), романы (авторы Хачатур Абовян, Раффи, Мурацан, Александр Ширванзаде), поэмы и стихотворения (Демрчибашьян, Петрос Дурьян, Сиаманто, Даниэл Варужан, Ваан Терян, Ованес Туманян, Ваан Миракьян), драмы (Габриэл Сундукян, Александр Ширванзаде, Акоп Паронян). Армянские композиторы и фольклористы (Комитас и Григор Суни) собирали народные песни и использовали их для концертных выступлений. Армяне создали такие классические музыкальные произведения в западном стиле, как оперы Тиграна Чухаджяна, Александра Спендиаряна и Армена Тираняна. На армянской сцене были поставлены произведения западных классиков и армянских драматургов Сундукяна, Ширванзаде и Пароняна. В советской Армении, несмотря на засилье коммунистической идеологии, были достигнуты определенные успехи в развитии национальной культуры. В это время творили такие видные поэты, как Аветик Исаакян, Егише Чаренц и Наири Зарян, выдающиеся композиторы Арам Хачатурян, Микаэл Таривердиев и Арно Бабаджанян, замечательные живописцы Вардгес Суренян, Мартирос Сарьян и Акоп Коджоян. Самый известный армянский актер Ваграм Папазьян создал на многих сценах мира образ шекспировского Отелло. За пределами Армении завоевали славу литераторы армянского происхождения Майкл Арлен в Великобритании, Жорж Амадо и Анри Труайа во Франции и Уильям Сароян в США, певец, артист и киноактер Шарль Азнавур во Франции. В Ереване в 1921 был создан крупнейший армянский драматический Театр им. Г.Сундукяна, а в 1933 Ереванский театр оперы и балета, на сцене которого выступали прославленные армянские певцы Павел Лисициан, Зара Долуханова, Гоар Гаспарян. (25.53 Кб) |
|