Вывести на печать

ЛЮТЕРАНЕ, протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство – старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору протестантской Реформации. В 17 в. название Евангелическая лютеранская церковь приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских странах и Германии.

Учение. Лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства и убеждены, что в Реформации не создана новая церковь, а восстановлена древняя. Реформы предпринимались в тех областях, где – по мнению реформаторов – средневековые учения отклонялись от Библии и где религиозная практика и церковные институты противоречили свидетельству Писания. Последователи Лютера утверждали, что в вопросах веры каждый человек отвечает только перед Богом, и заменили традиционное церковное учение о спасении доктриной об оправдании только верой. Эти положения сохранили свое фундаментальное значение в лютеранском вероисповедании, они в значительной мере повлияли на развитие вероучения и этики лютеранства.

Согласно общему определению, оправдание означает, что Бог принимает грешника как свое чадо и наследника вечной жизни. Лютеране верят, что вся инициатива в этом акте примирения человека с Богом принадлежит Богу. Поэтому, в соответствии с лютеранским учением, оправдание заключается в принятии Богом грешника, в создании им нового отношения между собой и целостной личностью человека. Прощение грехов и избавление от вечного наказания за него не достигается путем совершения церковных обрядов; спасение не зависит и от собственных усилий человека. Оправдание – не награда за исполнение Закона, но дар Бога, предложенный в жертве Христа на кресте и обретаемый в вере. Человек даже не участвует в приготовлении к получению этой благодати, поскольку вера в человеке создается только по выбору и действием Святого Духа.

Как и католики, лютеране верят в существование Троицы, наличие двух природ в Христе, воскресение, Страшный суд и жизнь после смерти. Многое в лютеранском вероучении восходит к Апостольскому, Никейскому и Афанасьевскому символам веры.

Лютеране признают таинство евхаристии и верят, что Тело и Кровь Христа присутствуют в таинстве. Хотя хлеб и вино сохраняются в своем виде, причастник принимает Христа в божественной и человеческой природах. Лютеране признают и еще одно таинство – крещение, которое обычно осуществляется в младенческом возрасте. Оба таинства рассматриваются как средства благодати, а не как символы или воспоминания.

Вероучительные тексты. Лютеране верят, что Библия представляет собой слово Бога и единственную безошибочную норму для веры и религиозной жизни. Большинство из них признает Книгу согласия (Konkordienbuch, 1580) в качестве истинного изложения учения Библии и главного вероучительного авторитета лютеранской церкви. Этот сборник вероисповедных документов содержит оба лютеровских катехизиса (Большой и Малый катехизисы, Groes und Kleines Katechismen, 1529); Аугсбургское исповедание (Augsburgische Konfession, 1530) и Апологию Аугсбургского исповедания (Apologie der Konfession, 1531) немецкого теолога Филиппа Меланхтона; Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры; Шмалькальденские статьи (Schmalkaldische Artikel, 1537); и Формулу согласия (Konkordienformel, 1577).

Лютеране считают, что вероисповедные тексты, собранные в Книге согласия, хотя и согласуются с Писанием, все же находятся на ином уровне. В соответствии с Формулой согласия, исповедания веры суть «просто свидетельства и изложения веры, передающие, каким образом в различные времена понималось и истолковывалось Священное Писание в церквах Божиих теми, кто тогда жил». Библия, с другой стороны, есть «единственный судья, правило и норма, в соответствии с которым следует... судить обо всех учениях». Таким образом проводится разграничение между Преданием, которое касается Христа и его деятельности как Спасителя, о чем свидетельствуют канонические тексты Писания, и другими более поздними преданиями.

Другое разграничение проводится уже в самом Писании, оно касается различия между божественным Законом и Евангелием. Назначение божественного Закона состоит в поддержании гражданского порядка и в том, чтобы человек осознавал свою греховность перед Богом. Евангелие несет благую весть о дарованном прощении грешного человека. По вере лютеран, Закон и Евангелие в совокупности и составляют слово Бога.

дальше



ЛЮТЕРАНЕ
Учение
Вероучительные тексты
Богослужение
Церковное устройство
История
Развитие лютеранской идеологии
Лютеране в Северной Америке
Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
20/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!