Вывести на печать

ВВЕДЕНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1856–1925), русский философ, психолог, логик. Родился в Тамбове 19 (31) марта 1856. В 1881 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Его учителями были философ М.Н.Владиславлев и историк К.Н.Бестужев-Рюмин. После магистерского экзамена был командирован на два года в Германию (1884–1886), где слушал лекции Куно Фишера в Гейдельберге. В 1888 защитил магистерскую диссертацию Опыт построения теории материи на принципах критической философии. С 1890 Введенский – профессор философии Петербургского университета, где читает курсы логики, психологии, истории философии. Введенский был одним из инициаторов создания при Петербургском университете Философского общества. 31 января 1898 на первом заседании Общества Введенский, в качестве его председателя, сделал доклад Судьбы философии в России. К его наиболее фундаментальным трудам относятся: Логика как часть теории познания (1909, всего четыре издания), Психология без всякой метафизики (1914, 3 издания).

Основывая собственное учение («логицизм») на принципах кантовского априоризма, Введенский трактовал априорность в смысле необходимости исходных, недоказуемых в системе знания, но «заведомо годных для знания» суждений. Хотя ни одна из школ западноевропейского неокантианства не оказала на Введенского непосредственного и серьезного влияния, его понимание методологических задач «критической» философии в целом соответствовало общему направлению развития кантианства (в частности, в ряде существенных моментов было близко принципам теории познания Г.Когена и В.Виндельбанда). Достоверность познавательной деятельности, по Введенскому, ограничена пределами сознания, основополагающим законом которого является «объективирование» («неотделимость я от не-я», «я без не-я пусто»). В «логицизме» Введенского априорному (аксиоматическому) знанию противопоставляются как не обладающие научной достоверностью знания апостериорные (опытные) и метафизические (основанные на вере). Ведущая роль в познании отводится логике, которая в отличие от психологии, выполняющей, по Введенскому, лишь описательные функции, – основной инструмент проверки научной состоятельности теоретического знания. Вместе с тем логический закон противоречия, считал Введенский, при всей его важности не имеет абсолютного значения и для мышления только «нормативен» ввиду возможности мыслить противоречие. В качестве примера, подтверждающего такую возможность, Введенский ссылался на геометрию Н.И.Лобачевского. Объект естественно-научного исследования должен быть отнесен к «нашим представлениям о вещах». В конечном счете реальность бытия объектов такого рода устанавливает не наука, а метафизическая вера.

Введенский видел в метафизике как «морально обоснованной вере» необходимый элемент мировоззрения. Он допускал также возможность особого «метафизического органа познания» и реальность «мистического восприятия». Идеи Введенского нередко становились предметом философских дискуссий. С ним полемизировали Э.Л.Радлов, С.Н.Трубецкой, Н.О.Лосский, Н.Я.Грот, М.И.Каринский и другие русские мыслители. В 1920-е годы Введенский выступал против атеизма, доказывая принципиальную неосуществимость его конечных целей.

Умер Введенский 7 марта 1925.



Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
25/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!