Новые области астрономии. Достаточно разработанная к началу 20 в. физика электромагнитного излучения указывала, что многие астрономические объекты должны заметную или даже большую часть своей энергии излучать за пределами того узкого диапазона спектра, в котором чувствителен глаз человека, а именно, в более длинноволновых (инфракрасный и радио) или коротковолновых (ультрафиолетовый, рентгеновский, гамма) диапазонах. Хотя земная атмосфера не пропускает большую часть этих излучений, существует несколько «окон», в которых они частично достигают земной поверхности. Однако детальное изучение астрономических объектов за пределом оптического диапазона началось лишь в космическую эру. См. также ГАММА-АСТРОНОМИЯ; ВНЕАТМОСФЕРНАЯ АСТРОНОМИЯ.

Радиоастрономия. Было предпринято несколько неудачных попыток наблюдать радиоизлучение Солнца и других небесных объектов. В 1932 К.Янский (1905–1950), пытаясь изучить помехи трансатлантической радиосвязи, обнаружил мощное радиоизлучение Млечного Пути. Радиоинженер Г.Ребер составил в 1940-х годах карту излучения неба на более высоких частотах. В феврале 1942 Дж.Хей открыл радиоизлучение Солнца, когда исследовал предполагаемые немецкие помехи британским радарам. После войны теоретики рассмотрели возможность излучения радиоволн астрономическими объектами и развили теорию синхротронного излучения, которое испускают электроны, двигаясь в магнитном поле почти со скоростью света.

Радиоинженеры и ученые приспосабливали радиотехнику к астрономическим исследованиям, используя приборы, созданные для военных целей. Было воздвигнуто несколько радиотелескопов различной конструкции в США, СССР, Англии, Нидерландах и Австралии.

Подобно визуальным обзорам неба, открывавшим эру оптических телескопов, обзоры радионеба также выявили мириады источников. Одним из первых достижений радиоастрономии стало уточнение структуры Галактики и нашего места в ней. В время Второй мировой войны В.Бааде (1893–1960) использовал 2,5-м телескоп обсерватории Маунт-Вилсон для изучения галактики Андромеды (М 31). Он выявил в ней два населения звезд: молодые яркие голубые звезды, сконцентрированные в спиральных рукавах, и более старые красные звезды, населяющие ядро и гало. В 1950 он и другие выявили подобное распределение звезд и в нашей Галактике, определив место Солнца на краю ее спирального рукава. Тогда же другие астрономы, используя связь областей ионизованного водорода с характерными для спиральных рукавов молодыми звездами, установили положение двух рукавов Галактики. В 1951 было открыто радиоизлучение нейтрального водорода, и многие астрономы воспользовались им для составления карты спиральной структуры Галактики. В то время как далекие оптические объекты в плоскости Галактики закрыты от нас пылевыми облаками, радиоизлучение свободно проходит сквозь пыль, обрисовывая структуру всей Галактики. См. также МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ.

В 1960 астрономы отождествили несколько радиоисточников со слабыми звездообразными объектами. У них оказались странные оптические спектры и скорости удаления больше, что у галактик; назвали их квазизвездными радиоисточниками, или квазарами. В 1960-х годах астрофизики столкнулись со множеством проблем, пытаясь понять природу этих удивительных объектов, очень далеких, а значит, выделяющих такую колоссальную энергию, источник которой просто трудно себе представить. В 1970-х годах квазары были найдены в ядрах некоторых активных галактик, и некоторые астрофизики теперь считают, что источниками энергии в центрах этих галактик служат прожорливые черные дыры. См. также КВАЗАР.

Радиоастрономия смогла также подтвердить существование нейтронных звезд, впервые предсказанное в 1930-х годах. Аспирантка Кембриджского университета Дж.Белл в 1967 обнаружила сигнал, пульсирующий с периодом около секунды. Т.Голд предположил, что испускающие их объекты, названные пульсарами, могут быть быстро вращающимися нейтронными звездами, с поверхности которых выходит синхротронное излучение. Позже были открыты рентгеновские и другие пульсары. См. также НЕЙТРОННАЯ ЗВЕЗДА; ПУЛЬСАР; РАДИОАСТРОНОМИЯ.

АСТРОНОМИЯ И АСТРОФИЗИКА