Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
МУЗЫКА ПОПУЛЯРНАЯ. Популярная музыка не так сложна, как классическая. Произведения популярной музыки меньше по размеру и обладают более простой фактурой. И в период становления популярной музыки она являла собой как бы упрощенный вариант классических образцов. В стенах популярного музыкального театра, к примеру, оперу лишили ее привычного сугубо певческого формата, отказались от речитативов, длинных арий и сложных ансамблей в пользу коротких хоровых пьес и песен, перемежающихся с диалогами. Однако по мере развития популярной музыки она смогла вернуться к более сложным формам, сохраняя вместе с тем свою общедоступность. В большинстве европейских стран становление популярной музыки протекало весьма схожими путями и приблизительно в одно и то же время. Народная песня, как правило, обращалась к вечным темам. Но существовали и повествования в балладной форме, которые затем трансформировались в театральные представления. В отсутствие популярной прессы и издательств потребности широкой публики в литературных и, в меньшей степени, музыкальных сочинениях удовлетворялись простенькими и примитивно напечатанными историями так называемыми «балладами-листовками». Стихи в них обыкновенно подгонялись под народные мелодии, нотная запись которых печаталась в верхней части листовки. Подобные баллады имели хождение в Лондоне в 1617 вв. В 1650 в Лондоне был опубликован сборник Учитель танцев, составленный Джоном Плейфордом (16231686). С помощью друзей-музыкантов Плейфорд собирал танцевальные сельские мелодии, записывал их и снабжал своими объяснениями танцевальных па для использования на входивших в моду балах под открытым небом.Эти развлекательные ассамблеи постепенно открыли композиторам глаза на сокровища музыкального фольклора. Учитель танцев стал одним из основных источников для английского драматурга Джона Гея (16851732) и композитора Джона Пепуша (16671752), когда они работали над Оперой нищего, ранним и наиболее удачным примером балладной оперы. Премьера прошла 29 января 1728 в лондонском театре «Линкольнз инн филдз», причем спектакль оказался настолько удачным, что чуть не перечеркнул карьеру Г.Ф.Генделя, безраздельно господствовавшего на английской оперной сцене. Она также вдохновила подражателей во многих странах мира, которые составляли свои спектакли из готового материала классических опер, перемежая вокальные фрагменты разговорными диалогами. Развитие традиции популярной музыки. Примерно в конце 18 в. в Швейцарии изобрели первый механическое приспособление для извлечения мелодий шарманку. Вдобавок широкое распространение получило пианино, причем небольшой клавишный инструмент для гостиной можно было приобрести по весьма сходной скромной цене. Издатели наладили выпуск фортепьянных пьес, сентиментальных по содержанию и часто нарочито эффектных по форме, со множеством красивых арпеджио, трудных лишь на первый взгляд, но вполне доступных для любителей. Появилось множество длинных песен, т.н. салонных баллад, которые в основном представляли собой просто «разбавленные» оперные арии, подражание таким композиторам, как Беллини и Доницетти. Эти ранние нотные публикации были довольно дороги (цена каждого такого издания доходила до одной пятой от стоимости инструмента, для которого они были предназначены) и по-прежнему недоступны широкой публике. К началу 19 в. во многих западных странах стали печататься сборники песен менестрелей. Песни талантливых композиторов, такие как Маленький пахарь и Джон Пилл, издавались с указанием «Аноним» и считались частью общедоступного фольклорного наследия.Отдельные попытки музыкальных издателей вроде Плейфорда и его последователей, изучавших сокровищницу народной музыки скорее интуитивно, нежели со знанием дела, постепенно склонили любителей популярной музыки к более последовательным действиям. Очередной стимул дали собиратели вроде У.Чаппела (из знаменитого музыкально-издательского клана), выпустившего Собрание национальных английских мелодий (18381839). Позднее этот труд вышел расширенным изданием под названием Популярная музыка нашей старины (18551859), что способствовало утверждению «популярной музыки» как самостоятельного жанра. |
|