ОППЕНГЕЙМЕР, РОБЕРТ (Oppenheimer, J. Robert) (1904–1967), американский физик. Родился в Нью-Йорке 22 апреля 1904. В 1925 окончил Гарвардский университет. В 1925 был принят в Кембриджский университет и работал в Кавендишской лаборатории под руководством Резерфорда. В 1926 был приглашен М.Борном в Гёттингенский университет, где в 1927 защитил докторскую диссертацию. В 1928 работал в Цюрихском и Лейденском университетах. С 1929 по 1947 преподавал в Калифорнийском университете и Калифорнийском технологическом институте. С 1939 по 1945 активно участвовал в работах по созданию атомной бомбы в рамках Манхаттанского проекта, возглавлял Лос-Аламосскую лабораторию. В течение следующих семи лет был советником правительства США, с 1947 по 1952 возглавлял генеральный консультативный комитет Комиссии по атомной энергии США. В 1947–1966 Оппенгеймер – директор Института фундаментальных исследований в Принстоне (шт. Нью-Джерси).

Оппенгеймеру принадлежат работы по квантовой механике, теории относительности, физике элементарных частиц, теоретической астрофизике. В 1927 ученый разработал теорию взаимодействия свободных электронов и атомов. Совместно с Борном создал теорию строения двухатомных молекул. В 1931 совместно с П.Эренфестом сформулировал теорему, применение которой к ядру азота показало, что протонно-электронная гипотеза строения ядер приводит к ряду противоречий с известными свойствами азота. Исследовал внутреннюю конверсию g-лучей. В 1937 разработал каскадную теорию космических ливней, в 1938 сделал первый расчет модели нейтронной звезды, в 1939 предсказал существование «черных дыр».

Оппенгеймеру принадлежит ряд научно-популярных книг – Наука и обыденное познание (Science and the Common Understanding, 1954), Открытый разум (The Open Mind, 1955), Некоторые размышления о науке и культуре (Some Reflections on Science and Culture, 1960).

Умер Оппенгеймер в Принстоне 18 февраля 1967.

(27.01 Кб)